Орнаменты разных народов мира

Список лучших мастер-классов:

Орнаменты народов мира

Народные узоры и все о прикладной орнаментике. Статьи о традиционном искусстве украшения предметов быта и одежды.

Орнаменты. Статьи об искусстве декоративной орнаментации.

Подлинные значения символов орнаментов

Попытка поиска подлинных (изначальных) значений нескольких символов славянских орнаментов, отбрасывая не соответствующие действительности как современные выдумки и трактовки, так и более ранние христианские.

Гирих орнамент

Гирих — это пять геометрических фигур, на основе которых создавались сложнейшие геометрические орнаменты, украшавшие здания в исламской архитектуре

Магия жизни и смерти в орнаментах народов индонезийского архипелага

Юго-Восточная Азия: культ предков и почитание духов природы в орнаментальных композициях тканей, одежд и резных изделиях. Магия жизни и смерти в орнаментах народов индонезийского архипелага.

Византийский орнамент пост-византийского текстиля

Образцы, представленные на фотографиях настоящей статьи, — это, так называемый, литургический текстиль пост-византийского мира 15-18 веков. Богатые и сложные по своей отделке шелка, расшитые золотом, призваны были повышать престиж православной церкви и духовенства на протяжении нескольких веков после падения Византийской империи и захвата турками Константинополя в 1453 году.

Орнамент: поле битвы теорий

Когда появляется нечто новое в искусстве орнамента, это событие может указывать на фундаментальные структурные изменения, которые обычно рассматриваются как кризис и крупный переворот в культуре.

Самореклама

  • Матрешки с портретами на заказ по фотографиям
  • Неваляшка портретная — вариант одноместной матрешки
  • Колокольчик с портретом, когда заказать матрешку дорого
  • Шкатулка с портретом в подарок: красиво, практично, навсегда

Орнамент, декоративные поля и феноменальные генераторы

Орнамент является очень значимым для любого проекта декорирования любой формы. Но украшения могут быть и без орнамента. В то же время цвет, пропорции, материалы, текстуры и рисунок могут сами обладать свойствами орнамента, а также могут быть самостоятельными украшениями.

Орнамент и декор: в чем разница

Смешение понятий «орнамент» и «декор» не дает возможности понять сущность и функции орнамента. И хотя термины орнамента и декора неразрывно связаны, они не являются ни синонимами, ни взаимозаменяемыми понятиями.

О композиционном построении орнамента

В зависимости от конкретного случая композиционное построение орнамента может быть различным. Унифицированных композиций, пригодных для всех случаев декоративных художественных работ, не существует. Орнаментальные узлы могут быть прямыми и витиеватыми, строиться сплошной полосой и поворачиваться на 360 градусов относительно центра симметрии в нескольких направлениях декорируемой поверхности.

Индонезийский текстиль и орнамент

В индонезийской культуре орнаментированный текстиль был необходим для успешного совершения ритуалов. Сами ткани, а также способы и структура орнамента, делятся на два типа: связанные с жизнедеятельностью (защитные, оберегающие) и посмертные (саваны).

Мантии культуры индейцев Паракас

Мантии, об орнаменте которых пойдет речь, найдены в некрополе индейцев Паракас. В мантии были завернуты тела пожилых мужчин. Каждая мантия является образцом самого изысканного текстиля, украшена изысканной орнаментацией, что свидетельствует о высоком статусе покойных.

Орнаменты народов мира: стили, мотивы, узоры

Главным предназначением узора является украшение вещи, на которую этот элемент нанесен. О происхождении искусства орнаменталистики мало сведений, так как его использование началось за много веков до нашей эры. Орнаменты разных народов мира различаются индивидуальностью восприятия предметов и окружающей среды. У разных этносов одни и те же символы предстают по-разному.

Разновидности и мотивы

Украшение — это один из первых видов изобразительного искусства. Но, несмотря на давнюю историю, оно является отличным декором многих современных вещей.

Орнаменты народов мира разделяют на четыре основные группы. Это:

  • построенные на геометрии фигур;
  • фитоморфного типа, которые состоят из изображений растений;
  • миандового типа — имеют вид целостной ломанной линии;
  • комбинированный или сюжетный узор.

Орнаменты народов мира включают такие мотивы:

  • пересечение линий в горизонтальном и вертикальном порядке, называемое тартаном;
  • совмещение одинаковых окружностей в форме четырех- или трилистника;
  • орнамент в виде каплевидного завитка — его называют пейсли или турецким огурцом;
  • изображение красивого пышного цветка отражается в дамаске;
  • изогнутая непрерывная линия, образующая окантовку большинства узоров, называется меандром.

Белорусский орнамент — особенности и неповторимость

Первоначальным смыслом белорусского орнамента была обрядовость. Среди основных особенностей древних узоров выделяют:

  • декоративность стилизации;
  • связь с предметами, на которые нанесена отделка;
  • большое количество ломаных линий и геометрических фигур;
  • конструктивность;
  • многообразность.


Белорусский орнамент содержит большое количество крестов, которые символизируют образ солнца, огня и справедливости.

На орудиях труда изображали символы плодородия, образ Роженицы в виде семени или ростков обозначал хороший урожай и богатство.

В большинстве обрядов использовались полотенца с орнаментами. Они изготавливались путем сочетания бело-серого рисунка и различного геометрического мотива. Большое значение имеет цвет выполнения узора: белый — символ чистоты и света, красный — богатство и энергия, черный — быстрота течения человеческого бытия.

Египет. Орнамент — специфичность и уникальность

К ранним формам изобразительного искусства Египта относится геометрический орнамент. Он показывает разные предметы окружающей среды в виде пересечения линий и абстракции.

Основные мотивы включают:

  • растительные узоры;
  • анималистические изображения;
  • религиозные темы;
  • символизм.

Основным обозначением является цветок лотоса, который олицетворяет божественную силу природы, нравственную чистоту, целомудрие, здоровье, оживление и солнце.

Среди геометрических линий следует выделить:

Основными характерными особенностями орнамента в Египетской культуре являются сдержанность, строгость и утонченность.

Узоры народов мира: Норвегия, Персия, Древняя Греция

Норвежский узор полностью описывает климатические условия страны. Большое количество снежинок, капель, оленей используется для нанесения на теплые вещи. Геометрия линий создает удивительные рисунки, присущие только данной нации.

Персидские ковры с удивительными узорами известны во всем мире. В Древней Персии это было самой дорогой семейной ценностью. Полотна передавались по наследству через поколения и трепетно хранились. Орнаменталистика характеризуется преобладанием синего и зеленого цветов, изображением разнообразных птиц, животных, в том числе и выдуманных, нашивками в виде ромбообразной рыбы, груши в форме капли.

Основой для формирования культуры орнаменталистики в Древней Греции стал меандр. Бесконечное повторение узоров символизирует вечность и бесконечность человеческой жизни. Древнегреческие обшивки отличаются широким изображением сюжетов и многообразностью. Характерными чертами этой культуры является украшение орнаментами с волнообразными и ломанными линиями ваз и посуды.

Разнообразие индийских узоров

Орнамент Индии характеризуется геометрическими и спиральными формами, он выражается в форме спирали, зигзага, ромба, треугольника. Из анималистики используются морды кошек и птицы.


Множество орнаментов в Индии наносят на тело с помощью хны. Это особая процедура, она означает духовное очищение. Каждая татуировка несет в себе определенный смысл.

Обычный треугольник символизирует мужскую активность, перевернутый — женскую милость. Значение божественности и надежды заложено в звезде.

Для изображения защиты, надежности и стабильности используют квадрат или восьмигранник.

Популярные орнаменты состоят из цветов, фруктов и растений, они обозначают радость, счастье, надежду, богатство и здоровье.

Узоры народов мира: Китай, Австралия, Монголия

Китайские орнаменты легко отличаются от других, они содержат крупные и пышные цветы, которые соединяются невзрачными стебельками.

Резьба по дереву представляет орнамент Австралии. Из них выделяют:

  • спиральный;
  • геометрический;
  • круговой;
  • зигзаговый;
  • точечный;


Узоры Монголии представлены в виде круга, который воплощает вращение солнца и небо. Для нанесения на одежду используют геометрические фигуры, которые называют молоточным орнаментом.

Орнаменты народов мира отличаются разнообразием форм, в них отражается индивидуальность культур и восприятия внешнего мира.

орнамент разных стран и народов

Орнамент – образ эпохи. Каждая историческая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента свои мотивы, символы, формы. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

Орнамент Египта

К ранним формам изобразительного искусства Египта относится геометрический орнамент. Основные мотивы включают: растительные узоры; анималистические изображения; религиозные темы. Одним из основных элементов является цветок лотоса, который олицетворяет божественную силу природы, нравственную чистоту, целомудрие, здоровье, оживление и солнце. В орнаменте также использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия.

Основными характерными особенностями орнамента в Египетской культуре являются сдержанность, строгость и утонченность.

Орнамент азиатских народов

Ассирийский орнамент имел большое сходство с египетским. Он носил в основном геометрический характер. В ассирийском и месопотамском орнаменте всегда очень четкое деление на фон и изображение. Большинство мотивов орнаментов построено на сочетании простых кругов, квадратов и треугольников, причем кривых линий почти не было, но при этом орнамент выглядел очень выразительно за счет применения древних традиций графических решений, четкого ритма и наличия в орнаменте больших деталей.

Особенностью индийского орнамента считается использование почти натуралистических композиций и перегруженность деталями. Орнамент сложный, красочный, тесно заполняет пространство. Распространены гирлянды, изображения растений, животных, птиц, цветов.

Персидский орнамент представлял собой смесь ассирийских, египетских и индийских форм.


Китайские орнаменты легко отличаются от других, они содержат крупные и пышные цветы, которые соединяются невзрачными стебельками, изображения завитков волн и облаков, драконов, фантастических птиц. Использовались красный, белый, желтый, синий и зеленый цвета.

У японцев нет орнамента в строгом понимании этого слова. В декоративных элементах преобладают природные мотивы: цветы, травы, бабочки, цветы. Геометрических компонентов почти нет. Отличительная особенность – умышленная асимметрия. Японское искусство способствовало возникновению стиля модерн в Европе.

Рубрики

  • Вязание спицами (13717)
  • Свитера (3344)
  • Жаккард (2721)
  • Пальто кардиганы (1969)
  • подборки (1774)
  • Носки (1617)
  • Платья (1189)
  • Головные уборы шарфы и воротники (1167)
  • Ажур (993)
  • Шали (867)
  • Узоры спицами (865)
  • жилеты топы (714)
  • Варежки перчатки (586)
  • Араны (425)
  • Юбки (325)
  • Деталь в вязании (287)
  • для дома (257)
  • Пончо (180)
  • Необычные виды вязания (171)
  • Брюки и шорты (135)
  • комбинированное вязание (78)
  • Плетение из вязаных полос жгутов (18)
  • Энтерлак (14)
  • Вязание крючком (2688)
  • для дома (469)
  • платье (314)
  • подборки (250)
  • Пальто кардиганы (229)
  • шапки воротники шарфы (218)
  • жилеты топы (214)
  • Носки и варежки (183)
  • Юбки (158)
  • узоры крючком (146)
  • Свитера (135)
  • комбинированное вязание (117)
  • Брюки шорты трусы комбинезоны (109)
  • Шали (35)
  • Дизайн (1905)
  • мебель (197)
  • дача (142)
  • уборка и организация пространства (84)
  • работа с деревом (45)
  • выращивание и уход за растениями (31)
  • Кулинария (1783)
  • выпечка (358)
  • овощи (217)
  • мясо (176)
  • десерт (132)
  • торты и пирожные (125)
  • рыба (95)
  • птица (76)
  • соусы (61)
  • морепродукты (56)
  • напитки (55)
  • супы (37)
  • субпродукты (33)
  • молочные продукты (29)
  • фрукты (28)
  • грибы (24)
  • крупы (17)
  • яйца (11)
  • полезное (10)
  • Шитье (1279)
  • Деталь в шитье (10)
  • Вышивка (933)
  • Куклы игрушки и кукольные вещи (535)
  • Лоскутная техника (514)
  • Пряжа из ткани (9)
  • Пицца (2)
  • Здоровье (449)
  • Бисер (413)
  • Сумасшедшие нитки (400)
  • Плетение из шерстяных ниток (90)
  • вышивка на шерстяных вещах (85)
  • Лоскутная техника из шерстяных ниток (35)
  • Макраме (319)
  • подборки (132)
  • бижутерия (81)
  • для дома (56)
  • одежда (43)
  • узлы (30)
  • сумки (19)
  • абажуры (6)
  • кожа (182)
  • Вязание иголкой (153)
  • Валяние (134)
  • Вязание с мехом (115)
  • Прядение (39)
  • Вязание на вилке (37)
  • Ватное папье маше (36)
  • Папье маше (21)
  • Вязание руками (13)
  • Вязание на различных устройствах (11)
  • тунисское вязание (10)
  • Фьюзинг (3)
  • на ткани и коже (2)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Орнаменты древних народов мира

Вторник, 09 Июня 2015 г. 06:16 + в цитатник

Орнаменты древних народов мира

Древний Египет

В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями. В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами. Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов. Например: египетский крест анх прочитывался жизнь, изображение коленопреклоненной фигурки хех — вечность и др. Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью.

В истории средневекового орнамента большая роль отводится искусству арабов, а затем и других национальностей, исповедующих ислам.

Одна из особенностей арабского декора — «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения по принципу «horreur vacui» (боязнь пустоты).

В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи — пословицы, благопожелательные изречения из ислама, афоризмы и т. д. Из растений чаще всего встречаются цветы тюльпанов, гвоздик, гиацинтов, амариллисов, побеги вьющихся растений и др., изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь.

Геометрическая резьба по дереву — один из самых древних и распространенных видов деревянной орнаментальной резьбы. Выполняется в виде выемок двух-, трех-, четырехгранной формы, которые в сочетании дают большое число разнообразных композиций. Орнаментика геометрической резьбы восходит к древним языческим символам.

Например, один из наиболее распространенных элементов розетка был связан с культом солнца. Розетки и сияния присутствуют во всех композициях, выполненных в технике трехгранно-выемчатой резьбы. Геометрическая резьба использовалась в домовом декоре Русского Севера и при украшении прялок и различных предметов домашней утвари вальков, рубелей, трепал.
Геометрический узор встречается на предметах из новгородских раскопок 10-12 веков.

Африка, Америка

Декоративные изобразительные элементы древнейшего творчества сохранились в традиционном искусстве народов Африки, в орнаментах южно-американских индейцев. В их орнаментальных и декоративных мотивах параллельно сосуществуют реальные и геометрические условно стилизованные формы. Но и реальную форму художник обычно «геометрически» стилизует. Часто стилизация и обобщение фигур животных и людей приводит к полной утрате их внешней узнаваемости и связи с исходным образом. Они воспринимаются просто как геометрический узор. Возникнув на заре человечества, орнамент эмоционально и эстетически обогащает многообразие форм и образную структуру каменной и деревянной резьбы, тканого узора, ювелирных изделий, книжной миниатюры.


Древний Восток

Формирование декора и орнамента Древнего Востока связано с искусством Древней Месопотамии (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Вавилон, Мидия) и Персии. Здесь получили большое распространение и стали характерными орнитоморфные мотивы («птичий» орнамент), т. к. Двуречье было богато дичью.


Искусство Двуречья создало особый вид орнаментики, связанный с суровой, военизированной действительностью. В XIV в. до н. э. возникло Ассирийское царство. Сформировалось самобытное и своеобразное ассирийское искусство, искусство высочайшего мастерства. Получили распространение геральдические и эмблематические композиции с фигурами грифонов, крылатых гениев, вепрей, быков, иногда с человеческими головами (шеду), лошадей. Часто эти мотивы располагались по сторонам священного Древа жизни, одного из важнейших элементов искусства Востока.

Наиболее распространенным мотивом в орнаменте была розетка (ромашка, маргаритка). Она имеет вид стилизованной круглой головки распустившегося цветка, если смотреть на него сверху. По всей вероятности, розетка, ее круглая форма, воспринималась как символ солнца, обозначала идею круговорота явлений во Вселенной, как сказано о том в Библии — «всё возвращается на круги своя».

Древняя Греция

Величайшая культура античного мира внесла в искусство декора много новых элементов и композиционных решений. Одним из важных в орнаменте Древней Греции был ясно выявленный ритм, построенный на чередовании одинаковых элементов, на основе их равенства между собой. «Этот орнамент словно бы движется перед зрителем равномерно, постоянно, в ритме, исполненном поистине космического звучания. Он всегда замкнут в круг — круг бытия, — обегая фриз здания, тулово сосуда, четырехугольное поле ткани». Сюжеты орнамента всегда размещены на строго определенном месте. Декоративные украшения гармонически сочетаются с конструкцией предмета. Один из излюбленных древнегреческих мотивов — меандр. Как считают, в этом узоре заложена глубокая идея вечного движения, бесконечного повторения.

Одна из древнейших культур — китайская. Уже самые ранние, датированные II тыс. до н. э., декоративные мотивы состояли из сложных динамичных узоров, которые условным языком орнамента передавали гармонию и космогоническую панораму мира. Например, знак ян-инь (круг, разделенный надвое спиралью) означает нераздельность мужского и женского начал.

Древние китайцы обожествляли природу, животный, растительный мир и переносили в орнаментику, по их представлениям, характерные узоры, передающие божественные образы. Часто декоративные мотивы довольно натуралистичны. Главный вклад Китая в мировую культуру был сделан на протяжении средних веков.

Важными элементами стали изображения, несущие в себе магическую функцию, символику: цикады предвещали урожай, стебли бамбука олицетворяли стойкость и мудрость, дикая слива (мейхуа) — верную дружбу, персик — символ бессмертия, плод граната намекал на многочисленное потомство, цветы пиона — знатность и богатство, зеленая сосна, цепляющаяся своими корнями за скалы, — долголетие и стойкость к жизненным неурядицам, бык и баран сулили людям сытость и богатство. Фантастическая маска-зверь тао-тё (таотэ) соединяет черты тигра, барана, дракона. Одно из ее значений — защита от злых духов. Цветок и порхающая рядом бабочка — любовь. Представление о благодати связано с чудовищем-драконом с головой хамелеона, рогами оленя, ушами быка, хвостом змеи, пятью когтями орла, чешуей рыбы. Это изображение приобретет значение символа императорского могущества и совершенства.

Декоративный китайский стиль стал образцом для японских художников, но они создали свою, уникальную художественную систему. Надо отметить, что в древности и в Средневековье Япония практически не знала иностранных нашествий. Это позволило ей создать определенные традиции, прежде всего связанные с поэтическим отношением к окружающему пейзажу. Декоративные японские росписи тесно связаны с отношением японцев к природе, которую они рассматривали как часть единой космологической картины мира, где все взаимосвязано и иерархически упорядоченно. «Японский живописец, выбирая тот или иной мотив, стремился не просто воспроизвести его визуальную достоверность (сосна, кипарис, пион, ирис), но найти способ передать связь его с чем-то более общим и значительным, как бы подсоединить к восприятию многовековые слои культурной памяти».

В Японии, как и в Китае, мотивы и элементы орнамента всегда несут в себе тайный смысл или символику: журавль (цуру) — символ процветания, удачи и долгой жизни, птицы, бабочки и мотыльки, особенно сидящие на цветах, говорили о любовных переживаниях, пожелании счастья, редька (дайкон) — символ силы и мощи, апельсин — продолжение рода, лотос — целомудрие, вишня (сакура) — нежность, бамбук — стойкость и мужество, мандаринская уточка на скале под деревом — символ супружеского счастья и верности. Опадающие весной цветы вишни напоминали японцам о недолговечности и изменчивости нашей жизни, долго цветущие хризантемы — о долголетии.

Орнамент в западно-европейской культуре

Христианское искусство западно-европейского Средневековья — один из важнейших периодов в изобразительном и декоративном искусстве. Религиозная мировоззренческая система отразилась на декоративной орнаментике, наполнив ее христианской символикой. Орнамент вобрал в себя декоративные элементы и мотивы Древнего Рима, Византии, местных племен, в частности кельтов, франков и др. Ощутимо влияние арабо-мусульманской культуры, привнесенное в западно-европейское искусство паломниками, странствующими художниками и т. д.

История возникновения орнамента

Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магическийсмысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.

По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.

Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле.

Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась — украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности.

В трудах современных исследователей истории появления, бытования и использования орнамента особое внимание уделяется мотиву спирали. «Можно предположить, что для древних этот знак не что иное, как своеобразная всеобъемлющая формула, такая, какой для нас, например, является эйнштейновская Е = mс 2 . Из спирали древние черпали азбуку своих первых абстрактных понятий, и спираль воплощала основные закономерности природы, взаимосвязь их, логическое мышление, философию, культуру и мировоззрение древних. . В 1698 году швейцарский математик Якоб Бернулли произвел над спиралью. хирургическую операцию: разрезал ее пополам, через центр, выпрямил получившиеся отрезки и получил некую гармоническую шкалу, поддающуюся математическому анализу! Так родился знаменитый закон «Золотого сечения», или, как его называют математики, «Закон Золотого числа»»

Декоративные изобразительные элементы древнейшего творчества сохранились в традиционном искусстве народов Африки, Египта, Китая , Японии и др

Узоры народов мира в интерьере (100+ фото): какие орнаменты принесут в дом благополучие — советы экспертов

Этнический славянский орнамент в декоре интерьера

Процесс планирования дизайна интерьера считается, пожалуй, самой интересной и захватывающей частью привычного ремонта. На этом этапе можно полностью дать волю своей фантазии и постараться создать нечто совершенно уникальное, сочетая свои любимые вещи. И огромное значение в оформлении уюта имеют различные узоры народов мира, ведь однотонный интерьер, как правило, безликий, лишен индивидуальности. О том, как не допустить подобного, постараемся разобраться вместе далее.

Индийские узоры всегда смотрятся ярко и привлекательно

Предметный дизайн в интерьере

Предметный дизайн в интерьере актуален как никогда и в ближайшие годы не собирается сдавать свои позиции. Дело в том, что большинство стилей имеют одну общую черту, связанную с простой и максимально нейтральной отделкой. Светлые потолки и стены нуждаются в ярких акцентах и оригинальных украшениях, которые создаются именно элементами декора.

  • Главная задача предметного дизайна в любом интерьере – проектирование эргономичных изделий, обладающих высоким эстетическим потенциалом. Каждая функциональная вещь в доме должна быть не просто красивой, а и полезной!

Узоры разных народов мира базируются на четырех основных принципах:

  1. Фитоморфный вид, изображающий растения.
  2. Геометрический тип в виде различных фигур.
  3. Сюжетный или комбинированный орнамент.
  4. Меандровый, представляющий собой целостную ломаную линию.

Красивый удобный ковер со скандинавской вязью

В основе главной идеи использования предметного дизайна в интерьере лежит новаторство. Спроектированный предмет – это новый принцип применения, зародившийся на новых потребностях. Наилучший результат достигается благодаря выгодной комбинации художественных и функциональных свойств изделия.

Меандр в виде ножек стола прекрасно дополняет современный дизайн

Совет! Использование узоров в интерьере – это простой и недорогой способ украшения квартиры или дома. Повторяющиеся изображения создают единый стиль и атмосферу спокойствия, стабильности.


Узоры Востока и Запада

Одной из самых богатых на узоры стран признан Древний Египет. Его удивительная культура включает в себя орнаменты с растительными узорами, изображениями животных и религиозными темами.


На заметку! Часто используется символизм, где, к примеру, цветок лотоса олицетворяет здоровье, нравственную чистоту и божественную силу природы.

Потусторонний мир изображался при помощи узоров алоэ, а в качестве основы орнаментального искусства египтяне часто обращались к таким растениям, как акация, пальма и тутовые деревья .

Крупный египетский элемент станет украшением любого помещения

  • В культуре Индии геометрические и спиральные формы служили для изображения птиц и кошек. Узоры цветов , растений и фруктов использовались как символы счастья, надежды и богатства.
  • Китайские узоры обладают ярко выраженным стилем и характером. Пышные цветы, соединенные невзрачными стеблями, сложно перепутать с каким бы то ни было орнаментом.
  • А персидские ковры , имеющие тысячелетнюю историю, узнаваемы во всем мире и до сих пор ценятся очень высоко.

Разнообразные орнаменты индийской стилистики

Китайские цветы в восточной спальне

Скандинавские узоры полностью передают характер жителей холодных заснеженных стран. В орнаментах преобладают геометрические фигуры и сдержанная цветовая палитра . Иногда к серому и синему цвету добавляют оранжевые и красные оттенки , чтобы суровый климат стал немного теплее и уютнее.

  • Характерным рисунком Норвегии является изображение оленей, снежинок и капель воды.


Оформление интерьера в скандинавском стиле зачастую предполагает элементы национального фольклора в виде изображений растений и животных.

Скандинавские узоры в светлом интерьере

Детали создают настроение

Для славян наиболее близка по стилистике Беларусь с ее этническими узорами, связанными с обрядами и православными традициями. Орнамент чаще всего использовали при изготовлении текстиля, где геометрические фигуры в красно-белой цветовой гамме олицетворяли светлую чистоту и энергию достатка.

Белорусская символика в уютной гостиной

Совет! При создании интерьера в средиземноморском , восточном или скандинавском стиле узоры являются отличным подспорьем, которое помогает воссоздать атмосферу и передать стилистику. Главное условие удачной реализации – это правильное применение орнаментов и соблюдение меры.


Популярные орнаменты

Рассмотрим самые яркие узоры, которые в большинстве стилей используются чаще всего:

Икат

Это удивительная технология окрашивания шелка, сочетающая в себе ярко выраженный стиль и буйство красок. Несмотря на свое восточное происхождение, икат уместен и в эклектике , и в классическом интерьере . Благодаря своей универсальности часто используется в текстиле, посуде , светильниках и отделке.

Икат великолепно смотрится на небольших подушках

Представляет собой наиболее интересный вариант геометрического орнамента. В отличие от ромбов или зигзагов, он также используется для окантовки и украшает стык потолка или стены, а еще края текстиля – штор, подушек или покрывал . Подходит для интерьера в классическом стиле или украшения черно-белого дизайна .

Замечательное сочетание белого и золотого

Яркий представитель восточный культуры, известен в широких кругах как «турецкие огурцы». Чаще всего используется для декорирования интерьеров в восточном стиле , так как обладает выраженной самобытностью и красочностью. Отлично подходит для акцентов на шторах, подушках, чехлах для кресел или оформления одной стены.

Изысканный восточный пейсли

Сегодня используется для дизайна интерьеров в классическом и французском стилях , хотя его происхождение целиком и полностью принадлежит странам Востока. Рисунок более спокойный и нейтральный, в отличие от колоритного пейсли. Поэтому прекрасно смотрится на стенах, обивке мягкой мебели или любых декоративных элементах.

С его помощью можно получить благородный и изысканный интерьер, используя жемчужный или бежевый оттенок , а также раскрыть его глубже при помощи синего или винного тона.

Для любителей строгих решений

Представляет собой гармоничную шотландскую клетку, которая выделяется особой теплотой и уютом. Несмотря на довольно спокойную цветовую гамму, тартан самодостаточен и не терпит соседства с другими узорами. Лучше всего использовать такой орнамент на нейтральном фоне и сочетать его с натуральными материалами грубых фактур – древесиной, камнем , кирпичной кладкой . Такие особенности делают тартан оптимальным для стиля кантри или эко .

Многообразие и единство орнаментальных мотивов разных стран и народов

Одни и те же сюжеты, мотивы и темы можно увидеть в орнаментах разных народов. Темы народного искусства общие для всех, и образный язык орна­ментов родствен всем народам. Это характеризует народное искусство как общечеловечное, «планетарное». Однако при этом сохраняется его ярко вы­раженный национальный характер.

Орнамент одного народа может отличаться от орнамента другого не про­сто мотивами, цветом, но самим строем. Основу орнаментальных мотивов, как правило, составляют образы окружающей природы. Например, основа многих орнаментов Греции — декоративно переработанные морские волны, пальмовые ветви и лотосы, а у северных народов — оленьи рога, горы. Если присмотреться к греческим орнаментам, то здесь можно найти черты, близ­кие творчеству других народов.

Во все времена в орнаменте проходила тема космоса. Символы отражают взаимосвязь человека и природы.

В орнаментах предстает поэтический образ животворящего мира, что очень характерно для искусства народов Севера и Дальнего Востока, свойственно русскому народному творчеству. И это не только повторяющиеся мотивы солярных знаков, неба, облаков в ткачестве, вышивке, керамике и росписи по дереву, варьируем䕋䬄㠄 㜄ека в век, это живое чувство природы. Главная сила народного искусства состоит в том, что оно понимается всеми. У разных народов есть одинаковые символы узоров.

Прямая линия в орнаментах многих народов мира означает землю, а вол­нистая — воду. Сочетание этих линий, расположенных горизонтально, — сим­вол «мать-сыра земля», волнистые ли­нии, расположенные вертикально или наклонно, — символ дождя. Ромб — знак поля, точка в нем — зерно, а в целом — символ засеянного поля.

Розетки разных видов — излюблен­ный орнамент архитектурного декора и прикладного искусства многих стран и народов. Иногда розетка напоминает цветок.

В орнаменте человек выразил свои представления о космосе, жизни, зем­ле, красоте, о любви к природе и чело­веку, о счастье. В народном творчестве мотивы орнамента запечатлели поэти­ческое отношение к миру. Особенно популярны у разных народов мира зна­ки, связанные с различными природ­ными стихиями: Солнце (солярные), Земля, Вода, Огонь и др.

Символические мотивы солярных знаков изображают в виде круга, крес­та, розетки, спирали. Иногда крест по­мешают в круг, это напоминает колесо и символизирует движение солнца по небосводу. Движение солнца передают в орнаменте знаком, который нам из­вестен как свастика. Его загнутые кон­цы могли быть направлены как в одну, так и в другую сторону, в зависимости от того, какое солнце, утреннее или не­чернее, хотел изобразить художник. Этот знак также трактовался как поже­лание благополучия. Орнамент со зна­ком свастики встречался уже в эпоху неолита на территории Передней Азии, особенно Ирана. Этот символ был из­вестен с древнейших времен в Европе, на Крите, в Индии. Такие знаки были обнаружены на различных предметах среди материалов раскопок Трои. Час­то этот знак встречается на античных памятниках. В доколумбовой Америке свастика была распространенным сим­волом.

Слово «узор» в славянских языках имеет тот же корень, что и слова «заря», «зарево», «зарница». Это значит, что и


само понятие «узор», или, как преж­де говорили, «узорочье», тоже связа­но с солнцем.

Составляя узоры, художник древ­него мира тем самым писал целые фразы — заклинания, в магическую силу которых он верил. Символы ор­намента — это его поэтический язык.

С течением времени древние орна­ментальные мотивы утратили свой первоначальный смысл, магическое значение, роль оберегов от злых сил. Содержание символов менялось в за­висимости от назначения предмета, события или обряда. Постепенно пер­воначальное значение узоров забыва­лось, но они продолжали жить благо­даря своему декоративному значению. Например, вязь, любимый древнерус­ский орнамент, используемый для украшения книг, искусно вплетает фигурки людей, силуэты зверей и птиц в кружевную сетку узора.

Народные мастера, выполняя ор­наменты, не копировали природу, а создавали свой поэтический мир. В нем реальные образы переплетались со ска­зочными.

Путешественники, побывавшие в странах Востока, рассказывали о та­ких животных, как слон, обезьяна, лев, носорог. Они были очень попу­лярны, например, в орнаментах на тканях и рельефах Индии. Однако неведомых еще животных русский мастер изображал на основе собствен­ных представлений и фантазии. Так, носорог превращался в сказочного единорога, и похож он был на хоро­шо знакомого коня, только с рогом на лбу. Причем этот рог наделялся та­инственной силой, способной пора­зить любого врага.

В росписях и резьбе по дереву час­то встречается изображение льва, о ко­тором русские мастера могли знать из рассказов заморских странников. Ка­менные изваяния львов крестьянин мог увидеть около барской усадьбы. На Руси льва изображали не злым, а доб­родушным, нередко он радостно улы­бался, чем-то напоминая человека.

В народной вышивке и ткачестве сла­вянских народов встречается такой сю­жет: две птицы со сросшимися спинами. Эту композицию из-за ее формы назы­вают ладьёй. А из центра ладьи может вырасти сказочное дерево, усыпанное цветами, — древо жизни.

Славянские народы охотно селились по берегам рек. А где вода, там и русалки, по-другому их называли «русалии». Ру­салки у древних славян считались берегинями. Слово «берегиня» произошло от слова «берег», так как русалки помогали добраться людям до берега целыми и не­вредимыми. Берегинь изображали на не­больших дощечках, которые всегда но­сили с собой. Такие дощечки назывались «обереги». Считалось, что они оберегают человека от злых сил.

Мастера многих волжских городов топором и долотом создавали рельеф­ные узоры для украшения домов. Среди причудливых гирлянд и листьев, цве­тов и виноградных лоз размещались русалки-берепши, которые перекоче­вали сюда из корабельной резьбы. Иног­да рядом с русалкой изображали Русла-вика, ее мужа, а похож этот добродуш­ный персонаж был на нижегородских мужичков.

Женская фигура с поднятыми вверх руками — это изображение матери-зем­ли. Древо жизни — один из самых попу­лярных мотивов у разных народов мира, например, в мифах Месопотамии упо­минается священное дерево, растущее в раю. Библия называет его древом жизни, растущим сада». Вероятно, этот образ основан на более древних представлениях о магическом дереве в центре мира. Сказания и обряды, свя­занные с почитанием «мирового дере­ва», существовали вплоть до XIX в. По якутским мифам, в дереве живет дух бо­гини деторождения. В Древней Индии священное дерево олицетворяло верхов­ную богиню. В Древнем Египте с куль­том дерева было связано поклонение женским божествам. В мифах Египта бо­гиня Нут обитала в «небесном дереве». Во многих древних мифах небо опира­ется на столб или на дерево, таким образом, «мировое дерево» представляется опо­рой неба или стержнем мироздания.

Поклонение природе воплотилось в симво­лах, используемых в орнаментах разных стран: конь, птица и др. Декоративность, глубокое образное и смысловое значение определили долгую жизнь многих орнаментальных моти­вов, воспроизводившихся напротяжении сто­летий.

Сочетание живописности с четкой или сво­бодной орнаментальной структурой отличает русское искусство, с одной стороны, от изыс­канной декоративности восточных и южных народов, а с другой стороны, от суровой пер­возданной красоты искусства северных наро­дов.

Напевность и ритмичность русского орна­мента сродни российским просторам и плав­ным ритмам народных песен. Преобладание растительных форм — особенность русского народного искусства. На кружевах, вышивках, росписях по дереву и металлу можно увидеть изображения цветов, ветвей, листьев и древа жизни. Даже геометрические формы в русских орнаментах (тиснение по бересте, ткачество, кружево) порой приобретают растительную живость и плавность.

В русском искусстве ярко проявилась лю­бовь народа к узорочью, своеобразие декора­тивного таланта и высокое мастерство. Самые различные предметы быта, одежда, оружие, ювелирные изделия и многое другое издавна на Руси украшали орнаментами. Их особенно отличали разнообразные цветовые решения с преобладанием красного, золотистых и жел­тых тонов, а также белого, зеленого, синего и голубого. Русское узорочье создает празднич­ное, мажорное настроение.

Огромную роль в орнаменте играет цвет. Древние орнаменты выделяются удивитель­ной цветовой гармонией. Особенно любили мастера разных стран использовать для своих орнаментальных мотивов красный цвет, ко­торый считался символом солнца и земного плодородия. В орнаментах славянских народов встречаются сочетания белого, красного и черного.

Орнаменты могут строиться на цветовых контрастах или в единой цветовой гамме. На­пример, в росписях Жостова преобладают мяг­кие плавные переходы от цвета к цвету, роспи­си Северной Двины строятся на цветовых контрастах. В любом случае для создания ярких и динамичных орнаментов важна цветовая гармо­ния.

Необыкновенное жизнелюбие и поэтический та­лант мастеров разных стран помогают сохранить древние образы и мотивы орнаментов.

Дата добавления: 2014-12-03 ; просмотров: 47 ; Нарушение авторских прав

Орнаменты разных народов мира. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемКатюха Махиня

Похожие презентации

Презентация 8 класса на тему: «Орнаменты разных народов мира.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Выполнила ученица 8 « а » класса Махиня Екатерина.

2 В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса Атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки с солнечными лучами.

3 Часто использовалось изображение листьев алоэ, всевозможных водяных растений, винограда, плюща, цветов жимолости, лавра и оливкового дерева. Из зоологических форм особое распространение получила голова быка. Впоследствии все эти формы были использованы как мотивы многими народами.

4 Римский орнамент развивался под сильным влиянием греческого. Важное отличие римской декорировки – большая усложненность и обогащенность в формах и материалах. Среди орнаментальных мотивов, украшающих произведения прикладного искусства этрусков, можно встретить животных, пальметок, грифонов и крылатых львов, сцены из греческой мифологии и др.

5 Важную роль в китайском искусстве играют ритуалы и символы, а также устойчивость традиций прошлого ( соблюдение канона ). У истоков искусства стоят космологические символы : небо, земля, солнце, стороны света, созвездия. За ними проявляются природные символы.

6 Особенностью индусского орнамента считается любовь к почти натуралистическим композициям и перегруженность деталями. Изображения животных, птиц, цветов очень близки к природе и обнаруживают хорошее знание их форм. Индусский орнамент носит ярко выраженный ковровый характер. В нем все поле орнаментальной площади тесно заполнено различными орнаментальными мотивами.

7 Декоративное искусство Японии сложилось под сильным влиянием Китая и отчасти Индии. Орнамента в строгом понимании этого слова у японцев нет. В декоре произведений японского искусства преобладают природные мотивы. Геометрических узоров сравнительно немного. Цветы, травы, ветви деревьев, бабочки, птицы, драконы и сказочные чудовища, змеи и насекомые – вот основные сюжеты в росписи фарфора, лаков, тканей, бесконечно варьируемые, преображаемые фантазией художника.

8 Персидскому орнаменту свойственны внимательное и любовное отношение к формам природы, растительного и животного мира. В персидском искусстве в отличае от арабского и мавританского не было запрета на животных, а потому персидские мастера достигли в нем большого совершенства.

9 Своеобразным мотивом в декоре этой керамики является стилизованное, но очень выразительное по динамике плывущей лодки с характерным косым парусом. Для второй группы расписной керамики, происходящей из Дамаска, характерны синяя Гамма тонов, слегка стилизованные Изображения тюльпанов, гвоздики, ирисов, винограда, скомпонованные в изящные букеты на дне блюд и н a поверхности кувшинов с шаровидным туловом.

10 Мавританский орнамент в целом очень близок к арабскому, но в отличие от последнего более легок и утончен. Используя движения персидского искусства, художники смогли совместить в нем растительные формы с геометрическими мотивами, что и придало ему определенную легкость и изящество.

11 Характерным для орнаментального искусства Византии остается причудливая роскошная узорчатость, заимствованная у персов. Изображения животных на византийских тканях заключены в геометрические фигуры – круги или многоугольники ; иногда они обрамлены длинным изогнутым акантовым листом. Для византийских тканей более характерен геометрический и зооморфный орнамент в сочетании с человеческими фигурами, чем растительный. Растительные же формы сильно стилизованы.

12 Ислам – религия, в которой запрещается скульптурное Изображение живых существ, значит, выход из создавшегося положения был один – найти вид искусства, который бы компенсировал запреты. Орнамент в Исламе очень разнообразен по форме, цвету и содержанию. Он многозначен и глубок по своей сути. Ибо в основе его лежат символы и знаки.

13 Древние декоративные формы были достаточно простыми ; набор ограничивался линиями, крестами и кругами. Они основывались на наблюдениях за такими небесными телами, как Солнце и Луна. Так, крест означал четыре ветра, четыре сезона, четыре стороны света.

14 Огромную роль в декоре храма играла резьба, гораздо более глубокая, чем византийская, стремящаяся к выявлению объема, но в то же Время отличающаяся некой идолоподобностью. Романский Декор своей пластикой напоминает древнеиндийское искусство – та же невероятная густота, плотность и в то же Время насыщенность и дробность деталей, при которых Декор как бы густо облепляет порталы, стены, колонны храма.

Узоры и орнаменты.

Узоры и орнаменты достаточно привычное явление. Оглянитесь вокруг — архитектура, предметы интерьера, различный декор одежды, посуды и многое другое. — всё в узорах и орнаментах. А есть ли между ними различия, и если да, то в чем

Все словари объясняют узор — это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. А орнамент — это узор, состоящий из повторяющихся в определенном порядке элементов. То есть узор и орнамент — это судя по всему одно и то же..

Узор в сущности может являться как самостоятельным художественным произведением, так и являться элементом орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз). Причем, орнамент в итоге так же будет считаться самостоятельным и самобытным узором! Выходит, что искать разницу между понятием «орнамент» и «узор» не стоит в силу того, что эти художественные элементы напрямую взаимосвязаны и очень тесно переплетены.

Что действительно заслуживает внимания, когда речь заходит об узорах и орнаментах, это область их применения, способы создания и самые предпочитаемые на сегодняшний день образцы.

Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира. С их помощью можно изучать обычаи и традиции той или иной страны. Этому есть простое объяснение — в момент зарождения человечества изобразительное искусство еще не было достаточно развито, поэтому древним было куда понятнее и проще создавать отдельные художественные элементы, а затем уже соединять их воедино. Узоры того времени преимущественно представляли собой растительные или животные элементы, чуть позже появились простейшие геометрические формы.

Далее подробности:

Картинки с узорами. орнаментами, элементами — в качестве идей для росписи, вышивки и т.п.

Презентация на тему: Орнамент. Орнаменты народов мира

ПРИРОДНЫЕ УЗОРЫ Ребята, нам в стихотворении встретилось слово орнамент. Кто из вас знает, что такое орнамент? Летом во поле – вьюны, Стелются «берёзки», Травы сказочной длины – То УЗОР В ПОЛОСКЕ! Если солнца свет не дюж, Грезит гусь о юге… Листья, капельки средь луж – То УЗОРЫ В КРУГЕ! Если снежною зимой Окна в белой вате, На стекле УЗОР другой – Он теперь В КВАДРАТЕ. Если кончилась зима, Дни за днями жарче, У весны – узоров тьма, Дней ОРНАМЕНТ ярче! Чередует мрак и свет – «Пасмурно» и «ясно»… Это всё – ИЗО предмет – То, что распрекрасно!

Что такое орнамент? Орнамент (от лат. — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании элементов, появился ещё в глубокой древности. Чтобы узнать ответ, щёлкни на табличку. Орнамент

Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре, книжной графике. Орнамент делят на геометрический, состоящий из абстрактных форм; растительный, стилизующий листья, цветы, плоды; животный (зооморфный), стилизующий фигуры реальных или фантастических животных. Орнамент

Природа стала для человека источником создания оригинальных орнаментальных композиций: узоры бабочек, птиц, гусениц, змей, рисунки на листьях растений и деревьев. Орнамент Растительный орнамент Животный орнамент

В сетчатых (рапортных) орнаментах мотивы располагаются в местах пересечения линий или внутри ячеек. Основа сетчатого орнамента — геометрическая сетка. Сетки могут быть прямыми и наклонными, состоять из квадратных, прямоугольных и ромбовидных ячеек. Рапортные композиции используют при нанесении узора на обои, ткань, клеёнку. Орнамент Сетчатые орнаменты

Ритм в орнаменте — это чередование элементов узора в определённой последовательности. Он может быть возрастающим и убывающим. Одним из самых распространённых приёмов построения орнамента является симметрия. Орнамент Сетчатые орнаменты

Многие орнаменты народов мира похожи между собой по структуре и колориту. В то же время в них можно найти отличительные черты. Для создания орнаментальных композиций художник вдохновляется элементами окружающей природы, поэтому в египетских орнаментах можно увидеть стилизованные цветы лотоса, а у северных народов — рога оленя. Орнаменты мира Африканский орнамент

У южных народов (Индия, Греция, Италия и др.), где много солнца, краски ярче, а северяне более сдержаны в цветовых предпочтениях. Орнаменты мира

Сравни представленные орнаменты по цвету, художественным элементам. Найди: а) растительные; б) геометрические мотивы. Орнаменты мира Египетские орнаменты Греческий орнамент


Дорисуй орнамент. Используй графитный и цветные карандаши. Орнамент

Найди на рисунках элементы: а) геометрического; б) растительного орнаментов. Закончи рисовать орнамент. Нарисуй свой орнамент в сетке прямоугольника. Орнамент

Закончи рисовать орнамент (цветные карандаши и ручки). Орнамент

Домашнее задание Придумай и нарисуй в альбоме свой орнамент. Какие элементы и мотивы ты будешь использовать?

Список использованных источников http://www.intelkot.ru/pics_import/ArticlesImg/chevostik.jpg Чевостик http://времяпаркета.рф/storage/SCContent/8100/Картинка.300×300.jpg фон орнамент http://aquavitae.narod.ru/ornam/64.gif фон орнамент в полосе http://effetmer.e.f.pic.centerblog.net/o/fef1b1d6.png карандаш http://abinsk-7.caduk.ru/images/0_b13ba_502cf765_orig.png девочка http://gifovina.ru/ анимация для фона http://papus666.narod.ru/clipart/m/molb/molb010.png мольберт Рисунки из учебника и тетради «Изобразительное искусство» Н.М.Сокольниковой. Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 8 г. Моздока Сук Наталия Ивановна

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

Украшения народов мира!

Этнические украшения разных народов мира давно привлекают своими идеями и красотой, подсмотренной в окружающей природе зорким глазом древнего человека, лучших дизайнеров современности. Предлагаем вам подборку, представляющую собой микс из этнических украшений и креативных решений в мире ювелирного искусства наших дней, базирующихся на этнических мотивах.

Люди с древних времён стараются обрамить свою внешность, подчеркнуть красоту или выделиться в социальном отношении красивыми или просто яркими украшениями. При этом этнические украшения отличает своеобразие орнамента, свойственного определённому этносу.

Этнические украшения различаются и материалами, традиционными для того или иного народа. Это может быть слияние природных материалов от камешков и травинок, до черепов животных, пойманных на охоте или характерных для разведения и использования в скотоводческих племенах, и людей — как правило, врагов, поверженных в бою.

Но даже у очень древних наров в большом количестве встречаются украшения из золота и серебра. При этом статус человека очень чётко выявлялся и по количеству украшений, и по качеству ювелирной обработки.

Видимо, уже с тех пор пошло выражение «мужчину оценивают по его женщине». Ведь в те далёкие времена для жены вождя было обязательным демонстрирование социального статуса своего мужа и своего собственного именно через количество украшений на её теле.

При этом ни её внешность, ни чисто женские качества, такие как хозяйственность и материнство, не имели столь значимого значения для окружающих как, например, суммарный вес золотых браслетов на её руках и ногах.

Этнические украшения делятся на женские, мужские и детские. При этом часто определённые виды украшений носили узко-табуированный характер: например, овдовевшая женщина не могла носить те же украшения, что и замужняя, а рядовой мужчина-воин не мог примерить украшения жреца или вождя.


В наше время дизайнеры украшений очень часто обращаются за вдохновением к украшениям этнического характера, заимствуя у них и форму, и орнаменты. В результате получаются этнические украшения, пропущенные через призму современных технологий в области обработки металлов и камней, креативности художественного взгляда автора и арт-ценности и уместности в мире современной моды.

Национальные украшения Кавказа!

Одежда народов Северного Кавказа отличается своеобразием не только в покрое, но и по общему стилю и характеру украшении. Сшитая из дорогих тканей праздничная женская одежда украшалась галунами, басонными изделиями (плетенки, шнурки, кисточки, подвески и т. п.), сделанными из золотых и серебряных ниток, а также золотым и серебряным шитьем. Выше при описании одежды уже были рассмотрены особенности расположения украшений и характер орнамента. Эти способы украшения одежды распространены у всех народов Северного Кавказа, но в различной степени .


Ремесло издавна выдвинуло Кавказ в число наиболее известных центров домашних и кустарных промыслов. Монгольское нашествие надолго сказалось отрицательно на состоянии ремесел на Северном Кавказе, но не разрушило промыслов Дагестана и Южного Кавказа и общекавказского разделения труда.

Первым по важности и древности следует назвать ювелирный промысел, точнее обработку серебра. Легенды связывают его происхождение с древними мастерами халебами, есть версия, что все названия серебра в мире восходят к двум корням, существующим в адыго-абхазских и картвельских языках. Ювелирное дело существовало как искусство изготовления украшений и деталей одежды и как создание оружейного убора. Национальные стили ювелирного дела имели большую устойчивость, однако, к концу XIX века сложилось доминирование дагестанской (кубачинско-лакской), тбилисской, владикавказской школ и ряда центров армянского златокузнечества. В Азербайджане процветали обработка золота и эмальерный промысел.


Национальные украшения Украины!

Среди множества старинных украинских народных украшений (укр.: бранзолєта, гривна, заушниці, колти, намисто, ґерданик, пупчики, рясна, перстень, личман. ) простейшей и древнейшей считается «аґрафка» (от рум. agrafa) — шпилька в форме большой иглы или заостренной палочки, которой закалывали волосы. Украшенная россыпью из драгоценных камешков или серебряной филигранью, она прекрасно смотрелась с праздничной одеждой.

Шейное бисерное украшение «ґерданик» (укр.: ґерданка, силянка, плетінка, драбинка) делали узкой лентой из нанизанных разноцветных бусинок, образующих пестрый орнамент. Львовские герданы делали в виде большого воротника, а на Левобережье (в Черниговской, Полтавской, Киевской, Черкасской обл.) это украшение было неизвестно. Весьма необычны энколпион, заушницы, змеевик.

Энколпион — складной двухстворчатый нагрудный крест старокняжеского периода, в который вкладывали мощи святых, изготовляли из металлических пластин преимущественно киевские мастера.

Заушницы (древнейший оберег и ритуальное украшение) в виде височных колец разнообразной формы с изображением богини с прибогами, подвешивали к головному убору, как и «рясна».

Круглый, пышно декорированный медальон — змеевик — с изображением лика святого на лицевой стороне и змеевидным орнаментом на обороте носили как амулет от болезней и порчи.

Самое любимое и распространенное украшение «намисто» в быту имело множество названий: «мониство» «пацьорки», «цятки», «коралі», «порцелянки», «стекляруси», «блискавки», «гармузи», «грусталі».

Больше всего ценилось монисто из кораллов, янтаря, жемчуга, смальты и разноцветного стекла, завозимого из Венеции. Дорогое алое монисто, или «добре намисто» и «щирі коралі» делали в виде овалов или бочонков, а более дешевое «колюче начисто» белого, бирюзового, янтарного, вишневого, черного цветов нарезали маленькими кусочками.

Национальные украшения Тибета!

Украшения в Тибете никогда не носились просто так, с целью себя украсить. Украшения в Тибете – это и амулеты, и банк, который всегда с тобой, и индикатор социального положения.

Любые украшения, сделанные из драгоценных металлов – золота и серебра- считались в Тибете приносящими удачу. Суеверные женщины Южного Тибета даже считали, что если они снимут с себя украшения, то быть беде. Поэтому вплоть до 50-х годов 20-го века они и спали «при всём параде», не снимая даже неудобного головного убора.

Некоторые украшения имели специальное предназначение – уберегать от злых сил, как например, большие кольца из слоновой кости, которые носились мужчинами на большом пальце левой руки, были призваны уберегать от ведьм. Тибетцы также верили, что если у вас не проколоты уши и вы не носите в них серьги, то обязательно родитесь в следующей жизни ослом. А кому ж охота вести жизнь осла? Поэтому даже мужчины носили в своих ушах, пусть маленькие, но серьги.

Вообще, в жизни тибетских мужчин украшения играли очень важную роль. Во-первых, наряду с ружьём, мечом и седлом, амулет гау мог рассказать о социальном положении владельца. Во-вторых, государственные чиновники делились на 8 рангов и для каждого ранга полагались свои украшения, чтобы сразу было видно – птица какого полёта перед вами. Обязательным украшением всех гос служащих была носимая в левом ухе длинная серьга из каменьев и особая шляпа. Вот камень, украшающий верхушку этой шляпы, и говорил о ранге владельца. Например, премьер-министр, чиновник высшего ранга, носил жемчуг; член кабинета министров, чиновник второго ранга – рубины, а чиновники третьего ранга украшали свои шляпы кораллом.

Жёны чиновников тоже имели особые украшения, показывающие ранг их мужа.

Для празднования Нового года имелся особый костюм и комплект украшений. Считалось, что эти наряды – копии костюмов принцев королевской крови древнего королевства Тибет. В комплект входили огромные золотые амулеты гау круглой формы, украшенные бирюзой; тяжёлые серьги из опять же бирюзы и длинная золотая полоска, украшенная всё той же бирюзой, прикрепляемая над левым ухом.

Завершало наряд ожерелье из коралловых и янтарных бусин, причём чем крупнее бусины, тем лучше. Иногда они могли быть размером с теннисный мяч.

Каждая уважающая себя тибетская женщина, за исключением только самых беднейших, должна была иметь хотя бы минимум украшений : длинные серьги, жемчужное ожерелье и такой вот головной убор, или такой — конструкция зависела от региона. У женщин победнее он был украшен несколькими мелкими камнями бирюзы и коралла, а женщины побогаче натягивали внутри этого изогнутого каркаса нити жемчуга. У самых богатых всё пространство было заполнено камнями. Вплоть до 50-ых годов прошлого века женщинам, появившимся на любых праздникам или официальных приёмах без этого убора, полагался штраф. Очень часто украшения служили женщине или семье некоторой финансовой страховкой. Большую часть украшений женщина получала как приданое, выходя замуж. Это могли быть круглые пластины золота или серебра различного размера, камни бирюзы и коралла, янтаря, иногда жемчуга.

Национальные украшения Индии!

История ювелирных украшений Индии неразрывно связана с развитием культуры. Повествования о них встречаются в произведениях литературы, например, в эпосах «Рамаяна» или «Махабхарата», изображениях людей на картинах, либо на фресках, также с обязательными элементами украшений.

Первые упоминания об индийских украшениях датируются четвёртым тысячелетием до нашей эры. Это были уникальные в своем роде изделия, состоящие из миллиметровых бусинок золота, серебра и других материалов, соединенных в форме длинных цепочек.

С развитием добычи драгоценных камней около 300 года до нашей эры к холодному металлу украшений добавился многогранный блеск алмазов.

Но золотые изделия с самоцветами были привилегией не только женщин, но и мужчин. Так в Индии распространено ношение представителями сильного пола ювелирных предметов, например, серьги или браслеты. Это в некотором смысле показатель мужественности, и, безусловно, принадлежности к определенной касте.

А для женщин, в худшие времена, это единственное, что она может захватить с собой от прежней замужней жизни, отсюда и огромное количество одновременно надетых драгоценностей.

Но это не означает, что украшения обязательно должны быть из дорогостоящих составляющих. Напротив, в Индии принято смешивать различные фактуры при изготовлении украшений, например, бриллианты могут вполне гармонично соседствовать с грубой медью, коралловыми бусинами, слоновой костью и различными недрагоценными камнями и металлами.

Тем не менее, сложились два определенных типа индийских украшений, которые сравнительно отличаются друг от друга не только техниками исполнения, но и используемыми материалами – Минакар и Кундан.

Это техника изготовления ювелирных украшений с применением эмалевых покрытий металла. В качестве основы обычно берется золото – для нательных украшений, а также серебро – чаще для предметов роскоши, различных шкатулок, рамок для фотографий. Цветовая палитра эмали очень разнообразна, порой на сравнительно небольшом участке украшения умещается целая «радуга».

Это кропотливая и трудоемкая работа, поэтому в Индии существует всего три фамильные школы стиля «минакар», занимающиеся изготовлением подобных изделий, тем не менее, украшения получаются эксклюзивными и довольно дорогими.

Это техника исполнения изделий из золота, обычно 22 или 24 карата, инкрустированного драгоценными камнями.

Особенностью кунданских украшений является необычное крепление самоцветов с помощью золотой фольги.

Это соединение двух стилей в одном ювелирном изделии. Одна сторона украшения имеет роскошные цвета эмали, другая – богатство драгоценных металлов и камней. Для предотвращения контакта эмали с кожей, под украшение подкладывают бархатную полоску.

Разнообразие индийских украшений не знает границ. Помимо традиционных серёг, перстней, браслетов и ожерелий, существуют цепочки для лодыжек, кольца для пальцев ног, украшение для лба «бинди» и головы «тика», серьги для носа, «сарпечи» – украшения для головных уборов.

В качестве вдохновения индийские ювелиры до сих пор используют мир животных, птиц и растений. Распространен мотив изображения цветов лотоса, жасмина, листья определённых деревьев, например, пипала, «священного древа жизни», фруктов, а также солнца и звёзд.

«Сарпечи» выполняют в форме павлинов, переливающихся цветами бриллиантов, рубинов и изумрудов. На юге Индии распространено украшение «тхали», которое используют при брачных церемониях, и выглядит оно как золотая цепь с множеством символических подвесок.

По индийским украшениям можно узнать многое об обладателе, всё равно, как прочитать текст в книге. Специальное ожерелье «мангал сутра» укажет на замужество женщины, браслеты – на количество и пол детей, а материал изготовления – о принадлежности к определённой касте. Так, например, золотые браслеты для щиколоток имеют право носить женщины из высших сословий.

Восток не раз вдохновлял ювелиров всего мира.

Знаменитый ювелирный дом «Carrera y Carrera» выпустили коллекцию «Taj Mahal» с многообразием тонов, камней, золота и перьев. Так, например, серьги и подвески в синих тонах выполнены из белого золота, инкрустированного бриллиантами и топазами голубого цвета, и конечно яркими перышками, покрашенными сочным голубым.

История бренда «Cartier» неразрывно связана с Индией на протяжении многих лет с момента знакомства в 1926 году Луи Картье и индийского махараджи Патиалы Бхупиндра Сингха.

Коллекция драгоценностей «Inde Mysterieuse» поражает воображение богатством форм, деталей, сочетанием различных материалов и своей сказочной красотой.

Знаменитые цветочные мотивы просматриваются в коллекциях таких ювелирных домов, как «Boucheron», «Leon Hatot» или «Brumani».

Национальные украшения Монголии!

Монгольские мастера художественного металла выработали на протяжении столетий своеобразный стиль, позволяющий отличать их произведения от произведений художественного ремесла других пародов Центральной и Восточной Азии. Это ремесло возникло и оформилось на основе опыта многих поколений.

Ничего лишнего, нецелесообразного – таков эстетический идеал народного художника-мастера. Каждая вещь должна быть удобной, портативной, легкой, практичной в условиях суровой кочевой жизни. Ножи, трубки, огнива кочевника специальными подвесками прикрепляются к поясу. Посуда из металла, дерева, кожи всегда приспособлена для транспортировки и ношения. Например, пиала для чая или вина вкладывается в специальный контейнер либо мешочек и прикрепляется к поясу.

Другой характерной чертой творчества монгольских мастеров по металлу является стремление к более пли менее сплошному покрытию поверхности вещи декоративными элементами, состоящими из розеток, медальонов, рельефов с зооморфными и геометрическими мотивами.

Национальные украшения Африки!

Украшения из Африки имеют очень большую историю. Пожалуй, это одни из самых древних украшений на земле. Ведь именно здесь были найдены бусы из раковин, которым 75000 лет, они считаются самыми древними и были найдены в пещере Blombos.

Это пример украшения одного из африканских племен, об этом говорит сочетание цветов и форм в украшении.

Первые украшения были изготовлены из семян растений, камней, раковин улиток, костей и зубов животных и птиц. Археологические раскопки в Египте показали, что этот народ еще 40 000 лет назад мог создавать ювелирные украшения из золота, которые были украшены стеклом и драгоценными камням.

Даже в такой местности, как сухая и жаркая пустыня Сахара, люди изготавливали украшения. У них не было достаточно материала, поэтому украшения изготавливались из шкур животных.

В Нигерии уже в 13 веке производились бусины из глины, и использовалось стекло для создания украшений. Таким образом, африканские украшения богаты традициями и могу похвастаться своей тысячелетней историей, превосходя в этом плане многие высокоразвитые народы. Значение африканских украшений для современной моды

Африканские украшения имеют особое значение в современной моде. Многие дизайнеры подчеркивают их важность для модной индустрии. Так, например, Жан Поль Готье говорил о том, что этнические, в том числе африканские украшения. Могут стать «свежей кровью» для современной моды и дать жизнь новым направлениям. Chanel и Giorgio Armani призывают модниц дополнять их стиль этническими украшениями, быть яркими, неповторимыми и женственными.

Национальные украшения Японии!

Прически Древней Японии поражают своей оригинальностью и сложностью. У японцев от природы черные волосы, цвет которых они никогда не изменяли.

Все прически отличались необыкновенной аккуратностью исполнения. Поражает чистота волосяных бантов в нарядных высоких женских прическах. Силуэты прически мужской и женской для всех слоев населения были однотипны.

Богатые японцы пользовались услугами парикмахеров. Процедура причесывания длилась несколько часов и стоила дорого. Мужские прически делали из полудлинных волос, поднятых вверх в виде небольших башенок. Женские прически напоминали экзотические цветы.

Прическа императора и знатных мужчин представляла скрученные в жгуты волосы, уложенные на макушке в пучки. Иногда на них надевали небольшие бархатные или шелковые мешочки.

Распространенной мужской прической среди знати была так называемая «прическа самурая». В этой прическе волосы с теменной части сбривали, а волосы с висков и затылка поднимали вверх и свертывали жгутом, который пропускался сквозь небольшой футляр. Для футляра использовали бамбуковые палочки, позолоченный картон, парчу. «Хвост» укладывали на темени.

Лица чисто выбривали, только в старости отпускали усы и бороду.

С появлением путешественников из Европы символом европеизации Японии стала прическа дзангири — коротко остриженная голова. Она сменила теммагэ (бритые лбы и пучки на затылке) -прическу, которую носили мужчины в феодальные времена.

В детских прическах волосы на голове выбривались, оставлялись только небольшие кружки над висками. Эти волосяные пряди у основания связывали лентами, шнурами, резинками.

Jap 002.jpgЖенские прически состояли из нескольких элементов. Для устойчивости в высокие прически подкладывали бархатные валики, подушечки, применяли овальные гребни, на которые наматывали волосяные пряди.

Мастера часто подкладывали в волосяные петли легкий картон. Законченную прическу покрывали растопленным маслом или воском, чтобы волосы блестели.

Для сохранения прически голову на ночь клали на специальные деревянные подставки, вернее, подголовники, наподобие тех, которыми пользовались индейцы. Прическа оставалась на весу. Прически выполнялись из естественных волос, но знатные дамы иногда использовали парики.

Парики также были многоярусны. Обычно нижний ярус от верхнего отделяли шелковым шарфом или большим гребнем. Женщины низших слоев также носили высокие прически, но в упрощенных вариантах. Банты и петли были меньших размеров и не так богато украшены.

Прически гейш выполнялись наиболее тщательно. Гейшами называли свободных, образованных, красивых женщин, которых приглашали на банкеты, приемы, чайные церемонии в качестве своеобразного украшения. Они были умны, музыкальны, пластичны, владели искусством стихосложения и каллиграфии.

Существовала прическа, которую носили только гейши: затылочные волосы образовывали напуск, при этом шея была обнажена, стойка воротника значительно отставала от шеи.

Отличием также служили воткнутые в прическу шпильки с крохотными веерами на конце, бумажные цветы. Монахини брили головы, так как религиозные обычаи требовали принесения в жертву волос. Девочки носили косы.

На японских гравюрах редко можно увидеть японцев в головных уборах. Возможно, их надевали редко. Император и его семья носили высокие шапочки черного шелка, круглой формы или низкие, плоские. Сзади они оканчивались как бы козырьком.

Были также шляпы конусообразной формы с широкими полями — из тростника, соломки, бамбука, покрытые лаком. Их носили и мужчины и женщины.

Шляпы были ярких цветов — фиолетового, красного, желтого. Средние и низшие сословия в основном носили шляпы из тростника или рисовой соломки. Аристократы, стремясь отличиться от простонародья, пользовались менее роскошными головными уборами, чем император, но достаточно дорогими и недоступными для бедняков.

По всей Японии была распространена мода на китайские накидки, которыми закрывали головы. Невесте кроме длинных золотых шпилек надевали налобник — цуно-какуси — из белого шелка.

По поверью, он должен был скрывать «рога ревности», якобы прорезывающиеся у каждой девушки, как только она станет супругой. Старые женщины носили стеганые повязки.

Косметику употребляли все японцы. Этикет императорского двора обязывал всех придворных являться на приемы набеленными и нарумяненными. Иногда дамы так злоупотребляли белилами, что их лица казались масками.

Губы, в отличие от европейцев, японки подкрашивали зеленой краской.

Среди аристократок была распространена мода на полное сбривание бровей. Вместо них рисовали краской большие цветные пятна округлой формы, доходящие до лобных бугров.

Jap 003.jpgВ театральных представлениях надевали маски, делали грим. По форме маски были меньше или больше человеческого лица, кренились двумя шнурками. Использовали разнообразные парики.

Национальные украшения Индейцев!

Стремление украсить свою внешность с использованием для этого самых разнообразных украшений и других предметов присуща человечеству с самых древних времен. Если посмотреть на рисунки первобытных людей из эпохи неолита становится ясно, что носить украшения люди стали еще раньше, чем одежду, так как нередко можно встретить изображения обнаженных людей в ожерельях.

Первоначально украшения носились не женщинами, а мужчинами, так как они исполняли роль талисманов, способных принести удачу на охоте или защитить от злых духов. Бусы и ожерелья носили шаманы и колдуны, которые использовали их в ритуалах и праздничных церемониях.

И сейчас народы, которые оказались вне влияния цивилизаций Европы, используют украшения именно в таких целях.

Для того чтобы защитить свое жилище, индейцы украшали его изделиями из бисера. Также бисеринки из перламутра или ракушек вплетались в корзины из травы.

После того, как европейцы привезли в Америку бисер из стекла, его начали использовать, вместо традиционных материалов – когтей птиц, ракушек и т.д.

Индейцы вдевали бисерины возле отверстий, в которые, по их преданиям, могли проникнуть в них злые духи, — в нос, в нижнюю губу, возле края уха.

Со временем украшения стали выполнять и функцию индивидуальности, выделяя соплеменника из ряда других. Также орнамент украшения позволил узнать о месте жительства и роде занятий человека. А со временем отметить и черту характера их носителя. Сегодня изделия из бисера используются как чисто декоративные предметы, которые способны подчеркнуть индивидуальность человека и помочь ему выделиться из толпы.

Однообразие одежды и повсеместно принятый дресс-код вызывают протест у человека, который хочет заявить о себе. И тогда на помощь ему приходят украшения из бисера, которые зачастую являются абсолютно уникальными и даже изготовленными непосредственно для него.

Национальные украшения Китая!

В Китае, как и в других традиционных обществах, ювелирные дополнения (ши ) костюма играли особую семантическую роль, являясь знаками социального положения, пола и возраста их обладателя, но вместе с тем они имели важное эстетическое значение в декоре оде жды . При этом разработанная в западном ювелирном деле классификация материалов (предполагающая в частности деление камней на три категории, различающиеся по степени ценности, а именно — «ювелирные», «ювелирно-поделочные» и «поделочные» материалы) не имеет прямой аналогии в Китае. Здесь все камни минерального и органического происхождения считались «драгоценными», то есть достойными использования в украшении, как и рог, кость, черепаховый панцирь, стекло, эмаль, некоторые породы дерева (например, сандал и ал оэ ), а также менее долговечные в сравнении с ними синие перья самки зимородка. Более близким к общепринятому был взгляд на драгоценность определенных металлов – золота-цзинь и серебра-инь (см. Золото и серебро). Но любимая западными ювелирами Нового вр емени платина почти не нашла применения в традиционном ремесле. В личных украшениях знати и двора обозначился особый круг материалов-фаворитов, к которым можно причислить любимые китайцами с древности нефрит (юй ) и перья зимородка (цуй-лин ), а также преобладавшие в средневековый период золото (цзинь), жемчуг (чжу ), коралл (шань-ху ). Некоторые из этих материалов в разное время служили показателями рангов в украшениях аристократии и чиновных особ.

Головные уборы по форме были разнообразны. Носили шляпы из тростника, стеблей растений, рисовой соломки, камыша, коры.

Большинство шляп имело коническую форму. Шили из прозрачного шелка, газа небольшие шапочки — основой служил проволочный каркас, картон, слой сильно проклеенного полотна. В торжественных случаях надевали головные уборы, напоминающие крыши пагод. Носили тюрбаны, головные повязки, войлочные колпаки.

Головной убор считали частью костюма, его не снимали даже в торжественных случаях. По украшениям на головном уборе можно было определить социальное положение обладателя.

Были распространены шапочки черного цвета, полусферической формы, которые сшивались из шести клиньев, околыша, завершением была пуговица, пришитая на макушке.

Украшения располагались не на костюме — они дополняли прически и головные уборы.

На гравюрах, вышивках можно видеть ленты, спускающиеся чуть не до земли, шнуры, нити бус. Из драгоценностей больше всего любили жемчуг и нефрит. Шарики из этого трудного в обработке камня использовали для четок, шпилек, лобных украшений. Прически и головные уборы украшали также цветами, листьями.

Интересный мастер-класс с фото и видео:  Совы крючком
Добавить комментарий
Читайте также:

  1. D. Қолқа доғасынан 1 страница
  2. D. Қолқа доғасынан 2 страница
  3. D. Қолқа доғасынан 3 страница
  4. D. Қолқа доғасынан 4 страница
  5. D. Қолқа доғасынан 5 страница
  6. D. Қолқа доғасынан 6 страница
  7. D. Қолқа доғасынан 7 страница
  8. D. Қолқа доғасынан 8 страница
  9. D. Қолқа доғасынан 9 страница
  10. Hand-outs 1 страница