Основные приемы лепки

Список лучших мастер-классов:

2.2. Способы и приемы лепки

1.Скульптурный способ. Ребенок представляет задуманный образ, берет подходящий по цвету и размеру кусок глины или пластилина, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму.

2.Конструктивный способ. Образ создается из отдельных частей, как конструктор.

Ребенок задумывает образ, представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить.

3.Комбинированный способ. Объединяет два способа – конструктивный и скульптурный. Крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие конструктивным.

4.Модульная лепка. С помощью этого способа можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых деталей – модулей.

5.Лепка на форме. Иногда для лепки используются готовые прочные формы (банки, бутылки, коробочки и т.д.). Они служат прочной и удобной основой и помогают избежать лишней работы.

Способы лепки дети начинают осваивать с младшего возраста под руководством воспитателя с простейших приемов: отрывание, раскатывание, соединение, расплющивание шарообразной формы между ладонями, лепят несложные предметы (мячики, палочки).

Основные приемы лепки :

Прежде чем приступить к лепке из, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение. [15,с. 140]

Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.


Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Практические умения — это знания приемов практической работы. Практические умения дети приобретают через освоение различных приемов и способов лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание мелких частей и деталей изображения; лепки по частям и из целого куска. Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки. Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предмета (выпуклости, углубления). Как показывают исследования, двигательные функции составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве.

Материаловедческие знания дети получают при использовании в лепке различных материалов: глины разных видов, пластилина, гипса. Они узнают о свойствах этих материалов, сравнивают их, анализируют. Знание свойств необходимо для развития технологических умений. Суть технологических умений заключается в правильном подборе приемов, способов и инструментов для обработки тех или иных материалов, способы их декоративной обработки.

На занятиях лепкой ребенок должен четко научиться понимать последовательность изготовления изделия, будь то народная игрушка или декоративный сувенир, или скульптурное произведение. Ребенок должен понять, что каждая операция при изготовлении имеет свое место: сначала происходит процесс создания и уточнения формы, затем проработка и декорирование.

Основные методы и приемы лепки

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» >
  • Художественно-эстетическое развитие (8)
  • Развитие речи детей (11)

Основные методы и приемы лепки

Для занятий с детьми применяются три вида лепки:

Предметная лепка в детском саду предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.

Сюжетная лепка в детском саду сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.

Воспитателю необходимо обучить детей умению изготавливать плотную, довольно объемную подставку и логично, красиво распределять предметы на ней. Это даст возможность успешно выполнить задачу создания композиционного сюжета.

Чаще всего сюжетом для лепки служат эпизоды из окружающей обстановки, отдельные эпизоды некоторых сказок, повествований. Выразительность сюжетным композициям придает не только то, как умело дети изображают форму, но и то, как они объединяют фигуры в одну композицию изображением действия.

Декоративная лепка в детском саду. Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. К примеру, красивые собранные формы, представляющие зверей, кукол, птиц с обусловленной красочной росписью, веселят детей и позитивно влияют на формирование их художественного вкуса, обогащают детские суждения и фантазию.

В работе с детьми разного возраста можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.

Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

Пластический- способ более сложный. Эта лепка из целого куска пластилина, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка пластилина ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста. В сборнике представлены образцы изготовления предметов этим способом, это уточка, свинка и т.д.

Комбинированный- способ объединяет в себе и лепку из целого куска пластилина и из отдельных деталей или частей. Например, из куска пластилина лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их.

Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы, это: синица, снегирь, снегурочка, виноград и т. д. Рабочим материалом для лепки может быть как глина так и пластилин или солёное тесто.

Основные приемы лепки

Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.

Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами- большим и указательным. Средний кусочек – придавливают с помощью ладошки и плоской поверхности.

Формирование больших или маленьких шариков при помлщи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Путем нажатия большого или указательного пальца на комочек делается небольшое углубление

Одним или двумя- тремя пальцами прижимают кусочек, со всех сторон, до получения острого конца.

Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разных размеров) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Прижимание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу и тщательное заглаживание места соединения.

Большим и указательным пальцами оттягивается небольшой край и заостряется.

Рекомендации по работе с пластилином:

Твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).

При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых предметов.

Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов.

На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

Работа с пластилином требует физических усилий, поэтому в процессе ее выполнения детям необходим отдых в виде физкультминуток и разминок.

В старшем дошкольном возрасте, когда дети освоили все традиционные приемы работы с пластилином, можно предложить лепку на каркасе, в качестве основы можно использовать трехжильный провод.

Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой является осязание предмета. И.М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно не доступны». Что может дать лучшее представление о предмете, чем самому, из невзрачного кусочка глины или пластилина создать этот предмет, сделать его узнаваемым и привлекательным. Этим объясняется огромный интерес малышей разного возраста к лепке.

1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. — М: АРКТИ, 2007.

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. М.: «Скрипторий 2003», 2008.

3.Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. М.: «Скрипторий 2003», 2008.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Карапуз — дидактика», 2007.

5. Милосердова Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки. М.: ЦПО, 2008.

Рисование пластилином (пластилинография): основные приемы

Пластилин – один из любимых инструментов ребенка, с помощью которого можно лепить оригинальные и неподражаемые шедевры. Но это также материал, которым можно рисовать удивительные картины.

Что такое пластилинография

Пластилинография – разновидность нетрадиционного рисования, относительно новое направление детского творчества, доступное и дома, и в детском дошкольном учреждении. В пластилиновых рисунках, сочетающих аппликацию и лепку, получающихся полуобъемными, выразить себя, передать настроение могут как маленькие дети, так и подростки. Причем в этом виде искусства не требуется каких-то особенных навыков. Достаточно проявить немного воображения и дать волю своей фантазии.

Виды картин из пластилина

Изображения, сделанные из пластилина, могут быть гладкими, с плавным перетеканием одного слоя в другой. При этом каждый элемент гармонично вписывается в общую композицию. В работе над такими картинами следует тщательно разглаживать получающиеся складки, а неровности и бугры надо аккуратно удалять при помощи стеков.


Очертания предметов на гладком фоне являются признаком рельефных изображений. Например, контуры рыбки или ее чешуя. Такие картины напоминают лепнину.

Также рисунки могут включать в себя полные детали и создаются по шаблону с предварительно заготовленными трафаретами для пластилина. Кончики каждого элемента сглаживаются (стираются) с новым куском картины.

Что понадобится для работы?

Основной рабочий материал – это разноцветный пластилин. Желательно выбирать восковой. Он мягкий, поэтому будет тонко выкатываться, легко размазываться по поверхности и не липнуть к рукам. Также следует запастись:

  • горизонтальным основанием, в качестве которого можно использовать картон, плотную бумагу, пластик или стекло.
  • доской (пластиковой или деревянной) для раскатывания пластилина и лепки деталей;
  • набором стеков (специальных пластмассовых ножичков для работы с пластилином) разной формы;
  • влажными салфетками и емкостью с водой для смачивания рук;
  • различными приспособлениями для придания поверхности задуманной структуры — зубчатыми колесиками, многогранниками;
  • медицинскими и кондитерскими шприцами для выдавливания пластилиновой массы.

Дополнительно для украшения работы можно использовать бисер, пуговицы, цветные нити, лоскутки, природные материалы.

В магазинах продаются наборы для рисования пластилином, включающие необходимый материал и инструменты для работы. Их ассортимент огромен, поэтому подобрать подходящий в соответствии с возрастом и интересами малыша будет несложно.

Преимущества пластилинографии

Следует заметить, что дети, хоть раз попробовавшие рисование пластилином, начинают заниматься этим постоянно. Преимуществами пластилинографии можно назвать:

  • простоту в работе;
  • снятие мышечного и нервного напряжения;
  • развитие моторики рук;
  • легкую корректировку: картину всегда можно переделать.


Пластилинография в детском саду

Воспитатель детского сада при обучении пластилинографии не будет ставить перед ребятишками сложные задачи, чтобы не отбить у них охоту работать с таким податливым материалом. Поскольку данный вид творчества занимает много времени, рекомендуется периодически делать перерывы на физминутку.

Когда дети овладеют навыками рисования пластилином, можно переходить к более сложным и даже коллективным творениям. В процессе работы над рисунком воспитатель должен следить, чтобы локти располагались на столе, спина была прямая. На занятиях пластилинографией в детском саду не следует допускать переутомления малышей.


Описание процесса пошагово

Создание поделки из пластилина проходит в несколько этапов:

  1. Выбор рисунка-основы, цветов для фона и будущего изображения. Малышам лучше всего начать с радуги либо голубого неба с желтым солнышком и зеленым полем с ромашками. Размер первых рисунков следует выбирать небольшой, ¼ листа формата А4.
  2. Перенесение выбранного эскиза на картон. Обязательно следует учитывать, с каким фоном картина будет лучше сочетаться: белым или цветным.
  3. От брусочков пластилина следует отделить кусочки небольшого размера и, в соответствии с задумкой, нанести на основу. При этом можно использовать различные способы лепки – раскатывание, прищипывание, разглаживание, сплющивание и прочие.
  4. В работе над изображениями из большого числа деталей, требующими четкой прорисовки предметов, поможет медицинский шприц без иглы, внутрь которого требуется поместить кусочек пластилина, осторожно нагреть (на батарее или в емкости с теплой водой), после чего выдавить тонкими нитями. Для получения более толстых нитей подойдет кондитерский шприц. Мягкие переходы между цветами можно получить путем смешивания в руках необходимых оттенков пластилина. При этом следует учитывать, что не нужно соединять более двух цветов одновременно.

В создании картин повышенной сложности не обойтись без участия мамы. С ней, к примеру, можно сделать оригинальный рисунок на стекле. На основу требуется переснять изображение, обвести контуры гелем либо краской из тюбика. Фон нужно закрашивать постепенно, длинными мазками, отщипывая пластилин (предварительно хорошо размятый) маленькими кусочками и размазывая его попеременно большим и указательным пальцами. После манипуляций с пластилином руки следует вытирать сухой салфеткой, а потом вымыть теплой водой.

Способы рисования пластилином

Рисование пластилиновыми шариками. Рисунок состоит из маленьких шариков, прикрепленных к бумаге. Он получается объемным и необычным. Начинать использовать такую технику рекомендуется с простых образов, например, листьев на дереве. Оригинально смотрится картина, в которой стили смешаны. К примеру, объемная аппликация и размазывание. На пластилине можно ставить отпечатки: точки колпачком фломастера по фону, штрихи зубочисткой, насечки пластмассовым ножичком и т. д.

Техника рисования спиральками придает картине объем. Спирали следует располагать близко друг к другу, чтобы получался рисунок. Например, оригинально будет смотреться крона дерева или простые розы, выполненные в таком стиле. Материала здесь будет израсходовано намного больше, чем при обычном размазывании.

Рисование мазками – необычайно красивая техника, которую могут использовать дети 5-6 лет. Такая картина не нуждается даже в четко продуманном рисунке. Достаточно соединить несколько цветов пластилина в один пласт и наносить им яркие мазки (наподобие рыбьей чешуи). Готовая работа будет напоминать произведения, которые пишут маслом профессиональные художники.

Наряду с другими техниками рисования пластилином детям нравится объемное исполнение. Для воплощения картины требуется скрутить множество маленьких колбасок и создать из них задуманный шедевр.

На заметку

При работе с пластилином стоит помнить некоторые особенности:

  • При смешении желтого, красного и синего получаются новые тона. Желтый с синим дают зеленый, красный с желтым – оранжевый, синий с красным – фиолетовый.
  • При соединении флуоресцентных и матовых тонов получается пластилин иного качества.
  • Для придания поверхности изделия глянца пальцы следует смачивать водой.
  • Примешивание черного к основному цвету дает его более темный тон, белого – пастельный.

Приемы лепки

Лепка фигур может производиться несколькими способами:


  • Раскатывание. Кусочек пластилина кладется между ладонями либо на доску и раскатывается прямолинейными движениями до приобретения цилиндрической формы. Для малышей – самый удобный способ рисования пластилином. Шаблоны изображений можно скачать из интернета либо приобрести в комплекте с набором.
  • Скатывание. Из пластилина скатывается шарик посредством круговых движений ладоней.
  • Оттягивание. Из оттянутого материала можно сконструировать определенный элемент будущего творения.
  • Заглаживание. Гладкий, плоский вид поверхности придается при помощи кончиков пальцев.
  • Сплющивание. Самый популярный метод. Шарик разминается до формы лепешки. Изгибы и углубления получают путем вдавливания.
  • Прищипывание. Производится сжатием пальцев в части картины, где создается новая деталь.
Интересный мастер-класс с фото и видео:  Рубашка для тильды


При помощи вспомогательных инструментов можно придать картине выразительный вид и получить большое число одинаковых заготовок. К примеру, стебли, траву или паутинку можно оформить при помощи медицинского шприца (без иглы).

Рисование пластилином для детей – это не только интересное времяпровождение, но и совместное творческое занятие, объединяющее родителя и ребенка, педагога и детский коллектив. Пластилинография развивает мелкую моторику, учит творчески мыслить, дает знания о способах смешивания цветов и получения новых оттенков, знакомит с текстурой материала для лепки.

Основные приемы лепки пластилином.
материал по конструированию, ручному труду

Основные приемы лепки пластилином.

Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.

Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием — нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов — трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму. Прищипывание — осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь. Слегка потянув щепоткой часть пластилина — оттягиванием- можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина. Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, которое выполняется кончиками пальцев.

Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Смешивание пластилина.


При работе с пластилином не всегда подходят «чистые» цвета. Иногда для задуманного цветового решения применяют смешивание различных цветов и сортов пластилина. Пропорции подбирают до получения желаемого результата.

Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок. В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета. Помните об основных цветах: жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаются новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, вы получите зелёный, жёлтый с красным — оранжевый, красный с синим — фиолетовый.

Если смешать пластилин с небольшим количеством черного, добиваются более темного тона того же цвета, и наоборот, смешивая цветной пластилин с белым, получают пастельные тона. На практике это происходит следующим образом. Берут 2 кусочка пластилина разного цвета, предварительно каждый нужно хорошо разогреть в руках и скатать их в один валик. Полученный валик перегибают пополам, получив более толстый и короткий валик, его опять тщательно раскатывают и складывают пополам и т.д. Раскатывание и сгибание продолжается до тех пор, пока кусок пластилина не станет однородного цвета, без пятнышек и прожилок. Сразу нежелательно смешивать 3 цвета, лучше всего сначала смешать 2 цвета до получения однородного, потом к полученному прибавить третий цвет.

Таблица смешивания цветов:

Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого

Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого

Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного

Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого

Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого

Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.

Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.

Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого

Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов

«Приемы лепки из пластилина»

Марина Шестопалова
«Приемы лепки из пластилина»

Лепят многие из глины,

Кто-то лепит снежный ком, —

Я леплю из пластилина

Самый прочный в мире дом.

Всех домов в деревне выше,

С черепичной красной крышей,

С фиолетовой трубой…


Для того что бы научить ребенка лепить из пластилина, нужно в первую очередь нужно уметь лепить самому. Лепка из пластилина — это прекрасное занятие чтобы:

• развивать мелкую моторику, это значит, что у детей стабилизируется координация движений;

• хорошо развитая моторика конечностей помогает детям быстрее заговорить;

• благодаря занятиям лепкой у детей укрепляется память – как зрительная, так и слуховая;

• процесс создания новых форм из стандартных кусочков мягкого материала помогает развивать логическое мышление детей.

• Развитие творческих способностей детей.

Начинать учить ребенка лепить из пластилина правильно надо с элементарных основ, где ему необходимо показать, как катать из пластилина палочки и шарики. Затем следует постепенно усложнять задания по лепке. Таким образом, от простых основ ребенок сможет лепить из пластилина фигуры и различные предметы. Главное в занятии с лепкой из пластилина – практика. Необходимо постоянно заниматься с ребенком лепкой из пластилина и только в таком случае он будет развиваться полноценно, и показывать окружающим свои творческие способности.

Обучать детей лепке из пластилина проще всего на основе готовых презентаций или технологических карт, где подробно описана последовательность действий для создания того или иного элемента. Для ребенка самый лучший это наглядный материал и показ воспитателя.

Педагог должен освоить такие приемы как:

1. деления на части: откручивание, отщипывание, разрезание нитью, разрезание и надрезание стекой, формование.

2. придание формы: раскатка в ладонях и на столе, сплющивание, вдавливание, вытягивание, сгибание.

3. соединение деталей: прижатие, примазывание, заглаживание.


4. оформление изделий: дополнение изделия мелкими деталями (налепами, процарапывание, оформление оттиском, технология росписи и приемы работы с красками.

Изображение предметов в лепке для ребенка является более простым, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностями — изображением фигур человека и животного. Это связано со сложностью строения, пластичностью их форм; ребенку бывает трудно понять сложное анатомическое строение животных.

Важно, чтобы воспитатель учил детей изображению основных форм предметов с их яркими, характерными признаками. На занятиях дошкольники должны научиться передавать пропорции предметов, овладевать определенными техническими умениями.

«Как мы проводим время в детском саду» ГДОУ то Детский сад компенсирующего вида для детей с ОВЗ №2 Есть особый сад на свете, Не деревья в нём, а дети Он для маленьких ребят.

Творческий проект «Чудо-глина, лепка из неё» Актуальность проекта «Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина…» — поётся в одной детской песенке. Но я хочу доказать, что.

Основные приемы лепки из пластилина

Существуют основные приёмы работы с пластилином, которые позволяют нам придавать фигурам нужную форму. К таким приёмам относятся: раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими необходимо перед началом создания изделия.

Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.


Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски. Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Базовые элементы лепки:

Куску пластилина, отделённому от основного бруска можно придать любую форму. Предварительно пластилин следует хорошо размять в руках до такого состояния, чтобы из него легко было скатать самую простую форму — шар, конус или цилиндр.

Шар, пожалуй, основная форма, из которой легко получаются все остальные. Несмотря на то, что это самая простая форма, но скатать идеально ровный шар получится не сразу и не у каждого.

Шар большого диаметра (около 3-3,5 см) лучше катать на поверхности (рабочей доске) круговыми движениями ладони, но давить на комок пластилина следует так, чтобы постоянно чувствовать толщину материала под рукой. Катать пластилин по доске следует равномерно, касаясь каждой его точкой, и придавливать ладонью более выпуклые и толстые места для того, чтобы выровнять комок во всех направлениях.

После того как шар скатан на доске, его следует обкатать в ладонях, для того чтобы он стал совершенно гладким. Каждый раз, катая в руках комок пластилина, получают совершенно другой шар по сравнению с предыдущим. Иногда шарики получаются похожими на яйцо или камешек с морского побережья, но со временем можно достигнуть идеальной формы; главное — постоянно тренировать руки, и тогда шары будут получаться идеальной формы (рис.17).

Цилиндр. Шар является главной из всех исходных форм, теперь из него может получиться цилиндр, для чего необходимо раскатать шар между ладоней в направлении туда-сюда, а затем надавить краями цилиндра на дощечку, чтобы немного выровнять поверхность. Такой цилиндр, скорее, будет похож на «колбаску» и подойдет для поделки, в которой не требуется идеальной формы цилиндр (рис.18).

Для того чтобы получить цилиндр или куб с достаточно ровной и гладкой поверхностью, можно воспользоваться дощечкой, прокатывая кусок пластилина между двух поверхностей также в направлении туда-сюда, а затем выпрямить стороны при помощи нажатия на дощечку (рис.19)

Для того чтобы цилиндр получился ровным, нужно равномерно нажимать на пластилин по всей длине. Пальцам рук следует своевременно менять свое положение и силу надавливания, для того чтобы добиться идеальной формы.

Жгуты и жгутики. Жгуты и жгутики получаются из исходной формы — цилиндров, для чего их раскатывают до нужной толщины и длины.

При раскатывании длинного жгута средней толщины пользуются дощечкой или всей ладонью, стараясь равномерно надавливать на материал, для того чтобы получить ровную заготовку (рис.20).

раскатывают кончиками пальцев; и чем сильнее давить на пластилин, тем тоньше получится жгутик. Жгуты и жгутики часто используют в самых разных

пластилиновых поделках, из них прекрасно получаются контурные рисунки и узоры на различных поверхностях.

ЛентаРисунок 21

Чтобы получить ленту, скатайте тонкий жгутик. Положите его на доску и прокатайте карандашом вдоль. Карандаш, как маленький каток, расплющит змейку и превратит ее в ленту. Самое трудное теперь — отделить ленту от доски (рис.21).

Возможно, придется немного потренироваться, чтобы лента не размазывалась по доске. Это лучше получается, если не делать ленту слишком тонкой и работать на очень гладкой поверхности, предварительно смочив ее водой.

Конус. Базовая форма конуса также получается из шарика. Для чего его кладут на доску и пальцами перекатывают одну половину шара по доске в направлении туда-сюда.

Одна часть шара сохранит первоначальную форму, а вторая вытянется и станет длиннее и тоньше. Таким образом, рабочая доска выполнит боковую поверхность конуса. При раскатывании шара в конус следует давить на пластилин не сильно и равномерно. Полученный конус сначала имеет сферическое основание, на котором он стоять не может, но такой конус можно использовать в качестве кроны дерева. А для того чтобы основание стало плоским и устойчивым на поверхности, необходимо пальцами взять конус за вершину, поставить выпуклым основанием на поверхность, слегка прижать и повернуть вокруг оси (рис.22).

Пластина или лепешка. (блинчик)

Кажется, что нет ничего проще, чем раскатать пластилин в лепешку, но для этого также следует приложить старание и приобрести некоторый опыт. Пластина в большинстве случаев должна быть достаточно плоской, ровной, гладкой и одинаковой толщины. Очень удобно раскатывать из пластилина пластину с помощью специальной скалочки, но если таковой нет, то можно воспользоваться любым пластмассовым предметом цилиндрической формы. В таком случае получается достаточно ровная и гладкая пластина, из которой стекой или формочками легко вырезать нужные детали.

Пластину или лепешку можно выполнить руками, для чего следует изначально скатать шар нужного размера, а затем расплющить его руками — большим и указательным пальцами (рис.23). При этом пластилин следует равномерно оттягивать во всех направлениях, для того чтобы получить аккуратную и одинаковую по толщине пластину. А для того чтобы поверхность пластины стала более ровной, ее нужно положить на рабочую доску и придавить сверху дощечкой.

Виды лепки, основные методы и приемы

Лепка с раннего детства знакома каждому, ведь ее безграничный потенциал для ребенка незаменим. Занятие развивает воображение и пространственное мышление, мелкую моторику, помогает понять цвет и форму предметов, заставляет проявить фантазию. Но когда начать знакомить малыша с видами лепки, аппликациями из пластилина, как заниматься и на каких материалах остановиться? Ответы на эти и другие вопросы интересуют многих родителей.

Лепка и ее польза

Искусство придания формы пластическому материалу считается необыкновенно живым и, что важно, осязаемым. Лепка по праву занимает место одного из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Даже ребенок раннего дошкольного возраста создает реальный или вымышленный образ, к которому можно прикоснуться, а не только представить или увидеть.

Возможности лепки широко используются для развития детей. При ее помощи ребенок способен:

  • разнообразить свой сенсорный опыт, получая представление о материале, его структуре, пластичности, форме и цвете;
  • создавать объемные поделки;
  • развивать мелкую моторику и координировать одновременно работу обеих рук;
  • получать эстетическое воспитание.

Это тот случай, когда важен не только процесс, но и результат. Малышу интересно наблюдать, как бесформенный комок приобретает очертания знакомого предмета. Он трансформируется бессчетное количество раз, пока не появится удовлетворение от результата.

Материалы. Какие они?


Изобразительная деятельность в ДОУ обязательно включает традиционные техники и виды: аппликацию, рисование, лепку и конструирование. Большое значение имеет возраст малыша. Он важен не только для задач, которые предстоит поставить ребенку, но и для правильного выбора материала. И дома, и в детском саду особенно широко применяются глина и классический пластилин. Последний может быть также восковой, плавающий, с блестками, магнитный, флуоресцентный, перламутровый.

Какие еще бывают материалы? Стоит остановиться на самых популярных.

Яркое тесто для лепки отличается податливостью и мягкостью. С ним легко работать с первых минут, но готовая поделка не сохранит форму надолго и не все детали можно скрепить друг с другом. В составе производителем заявлены безвредные компоненты, потому подойдет для малышей, начинающих лепить.

Шариковый пластилин часто вызывает любопытство ребенка, которого привлекают насыщенные цвета и необычная текстура. Бывает различных видов:

  1. Незасыхающим можно играть долгое время, важно лишь не смешивать цвета.
  2. Засыхающий имеет иные свойства: при комнатной температуре становится твердым, но хрупким. Поэтому им лучше декорировать фигурки или формы. К примеру, можно сделать симпатичную вазу. Для этого отрезать нижнюю часть пластиковой бутылки, а затем задекорировать с внешней стороны этим материалом. Предлагать детям от 3 лет. Играть в присутствии родителей.

Ассортимент велик и постоянно появляются все новые варианты. Лепить можно пастой для моделирования, мягкой массой, из соленого теста, обыкновенного влажного или кинетического песка, полимерной глины, снега.

Глина и пластилин: сравнение свойств

Изучая виды лепки, на занятиях применяется два вида материала. Оба пластичные, доступные и имеют свои особенности.

Глина считается наиболее ценным и экологически чистым материалом. Она обладает особой выразительностью, не зря еще с давних времен использовалась для строительства и изготовления посуды. Необыкновенные свойства сделали ее основным материалом для детей:

  • нейтральный цвет;
  • способность прекрасно сохранять форму;
  • возможность выбрать кусок любого размера;
  • наличие однородной текстуры;
  • дает возможность понять целостность формы, не отвлекаясь на детали;
  • изделия можно сушить, а после продолжать работу (окрашивать, создавать скульптурные композиции, использовать для декорации).

К минусам относятся особенности сушки, на которую требуется время. Ребенок раннего возраста может потерять интерес к результату. Сохранять глину рекомендуется в прохладном сыром помещении в пластмассовом контейнере под влажной тканью.

Пластилин – материал, требующий специальной подготовки перед использованием. Его особенности также активно применяются для обучения видам лепки в детском саду:

  • достаточно прочный материал;
  • детали легко скрепляются;
  • цвет вносит разнообразие в работу, но может отвлекать от целостного восприятия формы.
Интересный мастер-класс с фото и видео:  Снежинки из соломки крючком

Из минусов пластилина:

  • не подходит для малышей из-за состава;
  • перед началом лепки его предстоит размять или нагреть, чтобы сделать податливым, поэтому подойдет для детей старше 3 лет.

Когда и с чего начинать

Взрослым во время занятий придется находиться рядом с малышом.

Во-первых, так безопаснее, ведь малыш способен попробовать материал на зуб.

Во-вторых, необходимо помочь ребенку освоить азы этого вида изобразительного искусства: показать материалы, познакомить с их свойствами, основными приемами и видами лепки.

Слушая родителя или педагога, малыш активно пополняет словарный запас и учиться вести диалог. Задания должны соответствовать возрасту. Если старший дошкольник способен сотворить фигурку животного или красивую пластилинографию самостоятельно, то кроха в лучшем случае сможет освоить лишь самые простые приемы лепки.

Начинать можно в возрасте около 9-12 месяцев. Конечно, малышу трудно усидеть на одном месте, но в этом нет необходимости. Достаточно того, что он получает новые тактильные ощущения и осознает, что в его маленьких ручках материал может принимать различную форму. Важно не заставлять ребенка заниматься тем, чем он не хочет в данный момент, а предложить позже.

Приемы лепки

В самом начале они отличаются простотой:


  • отщипывание – отделение большим и указательным пальцами небольшого кусочка от одного крупного;
  • разминание – надавливание пальцами или рукой;
  • сплющивание – сжатие материала и придание ему плоской формы.

Позднее приемы усложняются и ребенок осваивает новые:


  • скатывание — создание формы шара круговыми движениями ладони;
  • раскатывание – формирование „колбасок” ладонями;
  • сглаживание – придание округлости форме;
  • вдавливание – нажатием большого или указательного пальца делается углубление;
  • заострение – придание острого конца при помощи прижимания пальцами со всех сторон;
  • прищипывание – оттягивание и заострение одного края;
  • соединение – скрепление деталей друг с другом.

Ребенку постепенно удаются все более сложные действия с материалом. Результатом работы становится законченная композиция.

Основные виды лепки

От взрослого ребенок получает сведения об изобразительной деятельности, а на основе собственного опыта он пробует выполнить поставленные задачи самостоятельно. Со временем их решение перерастает в творчество, а материал становится более разнообразным.

Важно постепенно переходить от простого к сложному, чтобы ребенок не разочаровался в неудаче. Сначала изучаются отдельные приемы. Знания закрепляются, оттачиваются. Позже предлагаются все новые задачи, для которых необходимо правильно выбрать нужный способ из разных видов лепки. Все они имеют свои особенности:

  1. Скульптурный заключается в том, что изделие лепится из цельного куска. Этот метод считается более сложным, поскольку необходимо представление о пропорциях и форме. Чтобы создать поделку, дети используют такие приемы, как оттягивание, удлинение, прищипывание, сглаживание.
  2. Конструктивный, когда работа создается из отдельных частей. Дети начинают с самой крупной, постепенно изготавливая все более мелкие. Когда все детали подготовлены, остается их соединить между собой. Благодаря конструктивному виду лепки можно легко сравнить элементы по форме и величине, например, туловище животного крупнее, а хвост – значительно меньше.
  3. Комбинированный включает оба вышеназванных способа. Часть фигурки вылепливается из целого куска, например, ноги и туловище человека. Остальные части создаются отдельно и прикрепляются к основе.

Можно добавить элементы рельефной лепки для объема и естественности. Например, чтобы получились перья птиц, нужно наложить отдельные небольшие кусочки и, используя различные приемы, придать им нужную форму.

Какие еще существуют виды лепки

Имеется еще одна классификация – с точки зрения сюжета:

  1. Предметная лепка применяется для изображения отдельных предметов: животных, людей, мебели и др. Дети учатся придавать окончательную форму материалу, используя для этого всевозможные приемы, которыми владеют.
  2. Сюжетная лепка необходима для развития у ребенка воображения и пространственного мышления. Этот способ предполагает создание уже не одного предмета, а целой истории. Все фигурки устанавливаются на подставку и объединяются общим сюжетом. Процесс довольно длительный, требующий времени и сил, но от этого не менее увлекательный.
  3. Декоративная лепка знакомит с народным прикладным искусством и его видами. Кроме того, она учит заранее обдумывать тему будущей поделки: эскиз, орнамент, форму и роспись. К примеру, ребенок задумал слепить вазу в виде цветка и украсить растительным орнаментом. Здесь также предлагается выбор: можно нацарапать его острым предметом или выполнить из мелких деталей. Таким способом создаются украшения, статуэтки, сосуды, настольные пластины.

Лепка в детском саду

На занятиях педагоги уделяют особое внимание искусству придания формы пластическому материалу. Самых маленьких начинают знакомить с основными методами и приемами лепки. Крохи учатся отщипывать кусочки, скатывать шарики и колбаски.

Постепенно задания усложняются. Становится важна индивидуальная работа в группе. Например, воспитатель показывает, как изобразить фактуру шерсти животного или травы на земле. Объяснение делается для всей группы, но после педагог может помочь освоить навык каждому ребенку отдельно.

Давая задание, педагог на время устраняется, чтобы дать возможность детям попробовать свои силы, применив собственные знания и творческие способности.


Что необходимо знать и уметь

Конечно, малыши лишь знакомятся в ДОУ с видами лепки, материалами, пробуют новые тактильные ощущения. В старшем дошкольном возрасте необходимо знать и уметь гораздо больше, чтобы занятие лепкой принесло удовольствие:

  1. Чтобы сформировать зрительное восприятие, сначала дети рассматривают изображения или фигурки животных, людей, предметов. Наблюдая, выделяют основные формы или отдельные черты. Поняв характерные признаки, будет легче создать образ. К примеру, при лепке слона используются его выразительные признаки: длинный хобот, массивное туловище и крупная голова.
  2. Расширяя кругозор и рассматривая различные изображения знакомых предметов, ребенок накапливает зрительные образы, которые позже пригодятся. Например, представляя прыжок кошки, полет птицы, ходьбу человека, он сможет слепить их или нарисовать.
  3. При лепке с натуры дети сравнивают свою работу с примером. Для этого придется сначала рассмотреть его и обсудить характерные черты.
  4. Если поставлена задача создать свою поделку по представлению, то придется проявить самостоятельность в решении образа. Большую помощь окажут игровые ситуации. Например, воспитатель заранее рассказывает, что дети будут лепить для Деда Мороза лесных зверей, которых он пригласит на праздничный карнавал.

Пластилиновые картины

Кроме объемных фигур, изготавливаемых при помощи различных видов детской лепки, можно выполнить аппликации. Их преимущество в том, что на такую картину понадобится гораздо меньше материала, а процесс и результат порадуют не меньше.

Техника, принцип которой заключается в создании картины из пластилина, называется пластилинография. Изображение получается полуобъемное и яркое.

Выполнять можно на любой поверхности: стекле, плотном картоне, компьютерном диске или деревянной доске. Кроме того, для работы понадобится разноцветный пластилин. Сюжетом станет готовый рисунок (раскраска). Заполнять белое пространство можно разноцветными шариками, жгутиками или цельными деталями, применив прием размазывание.

Заключение

Лепка стала важным занятием, развивающим фантазию, мышление, мелкую моторику. Создание детьми даже самых простых поделок из глины или пластилина является интересным творческим процессом. Из бесформенного комка получается миниатюрный образ, картина или скульптурная группа. Это почти волшебство!

Используя основные виды лепки, ребенок учится превращать в действительность свой зрительный образ. Узнавая многочисленные приемы, дети своими руками могут создать восхитительные сюжетные скульптуры, пластилинографии, мозаичные картины или элементы декора.

Способы и приемы лепки разных предметов в зависимости от особенностей развития детей.

Лепка — это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно, трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов (глина, пластилин, тесто). Лепка из твёрдых материалов называется ваяние.

В детском саду используется в основном пластилин и глина.

Лепкой начинают заниматься с 2 лет. Вид лепки – предметная.

В средней группе – сюжетная лепка, два предмета (например, колобок встретил зайца).

В старшей группе – декоративная лепка, которая требует украшения.

В подготовительной группе – все виды лепки.

Вначале идет знакомство ребенка с материалом и его свойствами. Ребёнок осваивает пластичные материалы и делает новые «открытия». Он исследует не только свойства, но и сферу возможностей своего воздействия на материал. Оказывается, он может оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусочек глины или пластилина, который легко изменяется в результате тех или иных действий. Для этого его нужно смять, или расплющить, или скатать, или вытянуть, или сделать что-нибудь ещё. Можно прижать к другому кусочку, и он не упадёт, будет держаться, он легко размазывается на бумаге или на дощечке. На нём можно что-нибудь нацарапать или нарисовать, а потом загладить, и процарапанный рисунок исчезнет. В экспериментировании ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их познания и освоения.

После ознакомления с пластичными материалами дальнейшие шаги в освоении лепки могут быть маленькими или большими, даже «вприпрыжку». Ребёнок делает их самостоятельно с деликатной помощью и поддержкой взрослого. У каждого ребёнка свой темп и своя «дорожка», даже если она протаптывается в детском саду рядом с другими детьми.

Общее для всех детей, принципиально важное достижение — появление в лепке образа. Образное начало — специфика любого вида художественной деятельности, в том числе и лепки.

Как создать цилиндрическую форму и как её можно изменить

«Колбаска» или валик — первая форма, которую ребёнок может вылепить самостоятельно уже в 1 -1,5 года.

В дальнейшем он совершенствует своё умение — раскатывает длинные и короткие, толстые и тоненькие, одноцветные и многоцветные валики. И, конечно, лепит не просто так, а потому, что это карандаши, палочки, гвоздики, конфеты, заборчик, деревья и многое другое. К 2,5-3 годам ребёнок начинает более внимательно относиться к форме и старается точнее её передать. Он видоизменяет цилиндр всеми доступными ему способами и превращает его то в бублик, то в улитку, то в пирамидку.

Как получить цилиндрическую форму

раскатать кусочек пластилина (глины, теста) в ладонях продольными движениями туда-обратно;

раскатать кусочек пластилина одной ладонью на твёрдой поверхности прямыми движениями;

раскатать кусочек пластилина кончиками двух пальцев (большим и указательным); при таком способе получаются очень маленькие цилиндрики и тоненькие жгутики.

Как преобразовать форму цилиндра

свернуть в кольцо (бублик, баранка, кольца для пирамидки, колесики, обруч);

скрутить в спираль (клубочки, улитка, цветок, змея);

сплющить в ленту (листок, шарфик);

раскатать в конус (морковка, колпачок);

свить или сплести 2-3 «колбаски» (коса, растение, колонна).

Как создать шарообразную форму и как её можно изменить

Шар — ещё одна форма, которую ребёнок осваивает в раннем детстве. Малыши с удовольствием лепят конфеты, ягоды, яблоки и «угощают» ими свои игрушки. Нужно заметить, что техника получения шара сложнее, чем создание цилиндрической формы, так как требует более точной и согласованной координации движений обеих рук.

Как получить шарообразную форму

раскатать кусочек пластилина (глины, теста) круговыми движениями;

раскатать кусочек пластилина одной ладонью на твёрдой поверхности;

раскатать кусочек пластилина кончиками двух пальцев; при таком способе получаются очень маленькие шарики («глазки», «носик» и т.д.).

Как преобразовать форму шара

слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать овоид или эллипс (киндер-сюрприз, воздушный шарик, дыня);

оттянуть с одной стороны (груша, матрёшка);

раскатать и по необходимости согнуть (банан, огурец); сплющить между ладонями в диск (колесо, лепёшка);

раскатать в конус (мороженое, пирамида);

некоторые формы, например, конус, можно создать как из цилиндра, так и из шара;

сплющить с одной стороны в полусферу (пряники, жуки);

сделать углубление пальцами или карандашом (шляпка гриба, чашка, ваза).

Формы шара, цилиндра и производные от них формы — это своеобразная «азбука» лепки, на основе которой ребёнок начинает «читать» и самостоятельно создавать любые «произведения», постепенно осваивая технику лепки.

Существует 3 способа лепки:

1. конструктивный – предмет делится из отдельных частей, затем скрепляется;

2.скульптурный (пластичный) – лепка из единого куска, путём преобразования;

3. комбинированный – сочетание конструктивного и пластичного способов.

Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов и приёмов. Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.

При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано — уже в 2-3 года — и часто сами «открывают» его для себя.

Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:

объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски);

объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка);

объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка, чебурашка).

Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, — сверху, по бокам, снизу.

Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.

Способы оформления и декорирования образа

В лепке используется много вспомогательных способов и приёмов. Они более мелкие по движению, разнообразные по возможности моделирования образа. Именно они позволяют сделать каждый образ неповторимым. Чаще всего дети применяют в лепке следующие вспомогательные способы и приёмы.

Оттягивают от основной формы мелкие детали — клювик, ушки, хвостик и т.д., придают им необходимую форму и положение — заостряют, сплющивают, загибают. Защипывают край или какую-то часть формы — хвост и плавники, гриву, юбочку, лепестки цветка. Щипковые движения пальцев позволяют передать рельеф и фактуру, изобразить отдельные детали, создать декор, передать движение. Загибают края формы — горлышко вазы, бортики тарелок, листочки, — тем самым усиливая сходство образов с реальными предметами и передавая их функциональность. Используют стеку и другие приспособления — колпачки фломастеров, крышки, палочки, печатки. С помощью стеки можно сделать многое: передать особенности поверхности тех или иных образов — прорезать штрихами «перышки», «чешую», «шёрстку»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий; сделать надрезы или разрезы и получить таким образом лапы, крылья и т.д.; прорисовать сложные детали, например, черты лица. С помощью мелких бытовых предметов можно сделать отпечатки в виде кругов, пятнышек и др.

Дополняют вылепленный образ различными элементами из других материалов. Бисером украшают ракушки, рыбок, волшебных птиц, бижутерию, крылышки бабочек, из отдельных бисеринок делают глазки для насекомых и птиц, пуговицы используют для глаз, шляпок и других мелких деталей, а также как основу для брошек, перышки и стружки — для комбинированных поделок.

Пластилинография для развития творческих способностей детей и ее виды

Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, аппликации) неудавшуюся пластилиновую поделку легко исправить. Такие качества привлекают ребятишек, поэтому они с удовольствием занимаются лепкой. В продаже можно найти любой вид пластичного материала для домашнего творчества и организовать самостоятельные занятия своему чаду. Довольны и взрослые, и дети! Между тем, не всем родителям известно, что пластилином можно еще и рисовать, создавая объемные картины. Такой вид деятельности называется пластилинография.

Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный способ рисования — увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. Педагоги советуют родителям непременно самим научиться необычным изобразительным приемам и научить свое дитя, так как у пластилинографии цель — не только развивать творческие способности детей, но и расширять знания об окружающем мире, формировать интеллект, развивать психические процессы, активно влиять на развитие мелкой моторики. Подобные творческие занятия с детками несложно организовать в домашних условиях. Главное, родители сами должны быть заинтересованы пластилинографией, тогда и ребёнок увлечется этим видом творчества.

Знакомимся с секретами пластилиновой техники

В чем заключатся секреты пластилинографии, можно ли обучить им детвору? Педагоги убежденно говорят, что эта техника вполне доступна дошколятам, и при правильном подходе пластилинография как средство развития творческих способностей детей может стать серьезной поддержкой семейного воспитания. Чтобы не упустить момент, родителям неплохо бы знать, когда начинают заниматься созданием лепных картин с малышами. По мнению специалистов, такие занятия можно проводить уже с трехлетними детьми. Главное при создании картин из пластилина — учитывать возраст ребенка и его технические навыки, так как из-за сложности изображения может теряться интерес к творчеству. Поэтому малышей сначала знакомят с простейшими приемами «азбуки лепки»:


    Размазывание — самый упрощенный способ пластилинографии, доступный даже самому маленькому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.

  • Раскатывание— возрастающий по сложности прием работы. Он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.
  • Сплющивание и вытягивание — наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно — прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатывают шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.
  • Интересный мастер-класс с фото и видео:  Пышный столбик спицами

    Сюжетами картин для дошкольников в этом возрасте могут быть хорошо знакомые осенние и летние мотивы, например, «Солнышко» (на голубом фоне сплющиваем желтый шарик, а лучики примазываем вокруг); «Цветы на траве» (зеленый пластилин размазываем по гладкой основе, сплющенные разноцветные шарики накладываем сверху). Подобным образом декоративно изображаются «Осенние листья на земле», «Падающий снег», «Ежик», «Разноцветный салют», «Гирлянды на елочку». Педагоги советуют обязательно использовать стишки, загадки и небольшие истории о лепной картинке, чтобы поддержать интерес к творчеству и поощрить ребенка, например:

    Я слеплю из пластилина небо, солнце, ручеек,
    Налеплю цветов повсюду, нарисую василёк.
    А ромашки, незабудки, лютики-малютки
    Будут солнцу улыбаться, теплым летом наслаждаться!

    Мы слепили колобков,
    Сплющили их с боков.
    Тут же получился блин,
    Очень мягкий (пластилин).

    Важно: работа с пластилином – достаточно трудное занятие для неокрепших детских пальчиков. Поэтому, во-первых, пластилин для пластилинографии должен соответствовать необходимым требованиям (твердую массу разогреть в теплой воде); во-вторых, во время создания лепной картинки необходимо менять виды деятельности, делая паузы, чтобы предотвратить переутомление малыша.

    Техника для старших дошколят

    Когда простейшие способы будут освоены детьми, переходят на более сложный этап обучения, показывают новые приемы и разновидность пластилинографии. Тем самым создается определенная система работы над картиной. Какие приемы пластилинографии являются характерными именно для данной техники?

    • Заглаживание — прием необходим для подготовки основы будущей картины. Чтобы получить гладкую поверхность, необходимо кончиками пальцев аккуратно разгладить слой пластилина. Можно смочить пальцы водой, тогда дело пойдет быстрее. Работа требует определенных мышечных усилий, поэтому доступна только старшим дошколятам.
    • Прищипывание — используется для создания новых деталей в картине и придания ей декоративности. Дошкольник прищипывает пальчиками пластилин там, где необходимо декорировать изображение.
    • Примазывание, придавливание — приемы необходимы для плотного присоединения элементов картины.
    • Налепливание соединяет одну часть изображения с другой или помогает наносить необходимые детали на уже готовый рисунок, фотографию.
    • Смешивание разных цветов пластилина для получения оттенков — необходимо для декора картины. Детей учат разминать цветные шарики в одном куске или смешивать разные цвета прямо в контуре рисунка в виде аккуратного накладывания одного цветного кусочка на другой.

    Для придания большей выразительности пластилиновым картинам хорошо воспользоваться элементами природного материала: листьями, скорлупой, орешками, семенами, мелкими камешками, бобовыми зернышками и т. д. Красиво будут смотреться бусинки, бисер, мелкие пуговички в украшении изображений.

    Важно: пластилинография как средство развития мелкой моторики рук предполагает постепенный переход от простых способов работы к более сложным. Тогда дошкольник сможет длительное время готовить композицию, не утомляясь. А усвоенная ребенком система приемов работы с пластичными материалами поможет появиться новым замыслам и творческим находкам.

    Для старших дошкольников сюжетами картин могут стать более сложные, чем у малышей, композиции на темы времен года, например, «Снег идет», «Бабочки на лугу», «Корзинка с грибами», «Натюрморт из фруктов», «Ваза с полевыми цветами», «Радуга и дождик». Детям нравится создавать картины из жизни животных («Обитатели зоопарка», «Ежик с грибами», «Собака играет с мячиком», «Котенок и клубок»), из жизни людей («Праздник», «Космос», «Дети лепят снежную бабу») или сказочных персонажей. Они могут сами сочинять небольшие веселые стишки и истории, чтобы обыграть свою поделки:

    Я леплю из пластилина
    Шарик, мячик и пингвина.
    А вот это — бегемотик
    У него большой животик.
    Пластилиновые ушки
    Шевелятся на макушке

    Важно: Родители! Не забывайте радоваться вместе со своими детками каждой их творческой находке. Старайтесь сохранять поделки надолго, дарить их близким, друзьям, чтобы придать значимость детским творениям.

    Метод пластилинографии

    Чтобы родителям было несложно организовать обучение ребятишек в домашних условиях, специалистами разработана методика пластилинографии для детей, которая предполагает следующую пошаговую работу:

    1. Сначала учим младших дошколят разминать пластилин, пока он не станет податливым.
    2. Малышам предлагаем готовую основу или просим незначительно помочь при ее подготовке, например, вместе со взрослым создать контур.
    3. Готовить основу картин учим старших ребят, у которых уже есть навык работы с лепным материалом. Поправляем движения руки при размазывании пластилина от центра к краям.
    4. Маленьким деткам предлагаем не более двух приемов при изготовлении простых изображений. Старшие выполняют сложные в декоративном плане картины, используя целый комплекс приемов.
    5. Чтобы получить новый цветовой оттенок для рисунка, даже маленьких детей учим соединять разные цвета пластилина, например: желтый и красный для оранжевого, синий и желтый для изумрудного, синий и белый для голубого.
    6. Старшим дошколятам показываем, что мазки могут быть похожи на шелк, стекло или керамику, быть шероховатыми или рельефными.
    7. Для придания деталям шероховатости используем различные способы при помощи стеки: наносим рельефные точки, штрихи, полоски, фигурные линии. Чтобы изобразить тонкие пластилиновые нити, незаменимы будут пластмассовые шприцы без игл.
    8. Учим детей, что в рисовании лучше всего использовать яркий, мягкий материал, чтобы придать изображению интересную форму.

    Как правильно подготовить материалы для создания пластилиновых картин

    • Чтобы придать картине устойчивость и избежать деформации, используйте для основы рисунка только плотный картон.
    • Чтобы избежать появления на основе рисунка неопрятных пластилиновых пятен, покройте ее клейкой пленкой.
    • Чтобы избежать ошибок в процессе лепки, нанесите предварительно контур рисунка на картон под пленкой.
    • Чтобы картина не портилась длительное время, покройте ее бесцветным лаком.
    • Чтобы работа над картиной шла быстро, подготовьте заранее необходимые материалы: картон, контуры рисунков, пластилин, салфетки для рук, стеки, зубочистки, набор природного материала, доску для лепки.

    Какой бывает пластилинография

    Педагоги, обучая дошколят, применяют различные виды пластилинографии, которые несложно организовать и дома. Родителям нужно знать, что и как используется в разные возрастные периоды. Всем дошкольникам будет доступна прямая пластилинография, в которой лепное изображение строится на ровной поверхности. При выполнении картины нужно сначала скатать объемные формы, например, колобки, колбаски, потом расположить их по контуру и расплющить в соответствии с замыслом, хорошо присоединив детали.

    Малыши легко осваивают эту технику уже в двух — трехлетнем возрасте. Им предлагается незатейливый рисунок без мелких деталей, на начальном этапе с готовой основой. Ребята постарше создают более сложные композиции. Они самостоятельно готовят основу, выполняют контур, который постепенно заполняется размягченным пластилином.

    Обратная пластилинография (витражная) предполагает рисование с обратной стороны основы. Для этого она должна быть прозрачной, например, пластик или оргстекло. Рисунок составляется на основе маркером, а затем его элементы заполняются пластилином. В изображение подбираются кусочки пластилина необходимого размера и цвета, размягчаются, а затем размазываются по прозрачной основе. Чтобы получился тонкий аккуратный слой, размазывать можно пальчиками или стекой, тщательно придавливая пластилин к поверхности.

    Модульная пластилинография принадлежит к сложной технике и требует от дошколят умения владеть всеми приемами лепки. Тогда получается лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков, косичек и других технических элементов.

    Мозаичная пластилинография – любимая детьми техника, так как изображение составляется только из пластилиновых шариков. Достаточно простая техника доступна ребятишкам всех возрастов. Главное, подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы. Методика работы состоит из скатывания мелких шариков, расположения их на основе и прижимания к ней.

    Контурная пластилинография — предполагает вылепливание объекта по контуру. Пошагово этапы действия будут следующие: сначала на основу наносится маркером рисунок, затем с помощью тонких скатанных жгутиков выкладывается контур, изображение заполняется жгутиками соответствующего цвета. Педагоги советуют воспользоваться большим шприцем без иглы, в который помещается пластилин, затем шприц помещается в горячую воду для размягчения. Таким образом можно получить красивые ровные жгутики.

    Многослойная пластилинография — представляет собой последовательно нанесенные на основу слои пластилина. Подобная техника необходима для пейзажей: изображений леса, воды, поля, когда нужно подобрать не только основные цвета, но и их оттенки. Такая работа довольно сложна для маленьких дошколят, и ее уместно проводить только со старшими ребятишками. Методика работы следующая: подбираются разные цвета пластилина, из которых делаются тонкие лепешечки. Затем заготовки накладываются друг на друга в виде многослойного пирога в соответствии с рисунком.

    Фактурная пластилинография — самая сложная техника, так как предполагает изготовление объемного изображения. В ней можно выделить барельеф (фр. bas-relief -низкий рельеф, объем рисунка менее половины), горельеф (выступающий более чем на половину) и контррельеф (лат. contra — против и рельеф, углубленный рисунок). Чтобы получить такие картины, можно воспользоваться специальным валиком с нанесенным на него изображением. В магазинах можно приобрести готовые шаблоны для данной техники.

    Заботливые родители всегда найдут возможность влиять на развитие творческих способностей детей посредством пластилинографии. Это, пожалуй, самый доступный и увлекательный способ решить многие вопросы развития и воспитания, тем самым подготавливая дошколят к школьному обучению и обогащая семейный досуг.

    Основные приемы лепки

    Разные способы лепки

    Как уже говорилось, для успешной работы воспитателю нужно ознакомиться с разными способами лепки. Мы расскажем о самых элементарных из них, при помощи которых можно создавать простую незатейливую форму и обучать этому детей.

    На первых стадиях обучения для обработки таких форм, как шар, цилиндр, диск, можно пользоваться раскатыванием глины в разных направлениях. Так, для получения шарообразной формы можно раскатать глину между ладонями кругообразными движениями, для получения цилиндрической — прямыми движениями, а для получения дискообразной формы нужно сжать округлую форму между ладонями.

    Для изображения форм с более сложным строением, а также для проработки деталей включаются в работу пальцы, это поможет изобразить форму более точно и живо.

    Для изображения форм, состоящих из нескольких частей (фигуры человека, животного и т. д.), мы рекомендуем ознакомиться с несколькими способами лепки — из отдельных частей (конструктивный способ), из целого куска (все части вытягиваются из одной массы глины) и комбинированным способом, объединяющим лепку из отдельных частей и из целого куска.

    Кроме того, при лепке мелких деталей применяются такие приемы, как оттягивание, прищипывание глины от общей массы, а также приемы рельефной лепки.

    Для того чтобы работа была прочной и части не рассыпались, нужно знать способы их скрепления. Соединять части можно: плотно прижимая одну форму к другой и замазывая места скреплений; при помощи углублений, в которые вставляются прикрепляемые детали, а также с помощью палочек.

    Лепка предмета из отдельных частей (конструктивный способ).

    Наиболее простой способ лепки — составление предмета из отдельных частей, вылепленных предварительно. Обычно работу начинают с основной, наиболее крупной части. Например, при лепке человека или зверя сначала лепят туловище, затем голову, сравнивают части по величине и соединяют, далее приступают к лепке конечностей. Детали лепят в последнюю очередь.

    Лепка предмета из целого куска.

    Лепка предмета из целого куска — прием более сложный. Он требует более точных движений, хорошего глазомера и более отчетливого представления о форме и пропорциях предмета.

    Комку глины сразу придается определенная исходная форма. Так, исходной формой для лепки груши должен быть шар, для гуся, курицы — овоидная (яйцевидная) форма, а прыгающую белку легче вылепить из удлинненого толстого столбика, согнутого в дугу.

    Наметив основную форму какого-либо животного, переходите, к вытягиванию таких частей, как шея, голова, конечности, хвост, все время проверяя правильность пропорций. После того как основные формы вылеплены, можно приступать к уточнению формы более мелких частей и деталей.

    Комбинированный способ лепки.

    В работе с детьми часто приходится пользоваться комбинированным способом лепки, который включает в себя оба выше названных способа. Из целого куска лепятся те части, которые составляют основную массу предмета. Например, туловище и толстые ноги медведя, туловище и хвост лисицы. Голову медведя и лапы лисицы удобнее вылепить отдельно, так как, вытягивая их из общего куска, можно нарушить основную форму.

    Как лепить предмет из отдельных частей и целого куска, вы знаете, а поэтому мы перейдем к описанию других приемов.

    Оттягивание, прищипывание, приемы рельефной лепки.

    Во время лепки таких деталей, как удлиненная часть головы зверя, нос, клюв, хвост, детали одежды, могут быть использованы приемы оттягивания и прищипывания глины пальцами, когда от общей массы глины захватывается пальцами небольшая ее часть и оттягивается до необходимого размера.

    При лепке крыльев и перьев птиц, чешуи рыб, шерсти животных хорошо использовать прием рельефной лепки, при котором небольшие куски глины накладывают на основную форму и пальцами или стеком придают им нужную форму.

    Существует несколько видов лепки — лепка с натуры, лепка по памяти и лепка по замыслу. Каждый из этих видов имеет свои учебные и творческие задачи. Например, в процессе лепки с натуры вы должны научиться видеть предмет, выделять его основную форму, строение, пропорции и изображать все это в глине или пластилине. В лепке по. памяти надо уметь внимательно рассмотреть предмет, иногда в очень короткий срок, запомнить его характерные свойства, а потом воспроизвести его образ. В лепке по замыслу перед вами стоит задача самостоятельно, опираясь на свои впечатления, выбрать тему, пусть очень несложную, продумать ее с точки зрения выразительности образов, композиции, а также определить последовательность и приемы выполнения.

    Однако, для того чтобы овладеть всеми видами работы, надо прежде всего много и упорно работать с натурой. Только так вы получите необходимые навыки, как для лепки по памяти, так и по собственному замыслу.

    Работа с натуры. С общими принципами работы с натуры вы знакомы из раздела «Рисование», а поэтому мы остановимся лишь на тех принципах, которые специфичны для лепки.

    Выбор натуры. В глине или пластилине интересно изображать предметы, обладающие ярко выраженной формой, с красивыми плавными переходами от одного объема к другому. К ним мы можем отнести грибы, овощи и фрукты, фигуру человека и животного.

    В тех случаях, когда вы не можете подобрать натуру для лепки овощей, фруктов и грибов, пользуйтесь муляжами, которые хорошо передают форму этих предметов. В качестве натуры при лепке животных можно использовать чучела, игрушки, скульптуру, а при лепке человека — скульптуру. Живую натуру изображать значительно труднее, так как она постоянно меняет положение.

    Но не всякая скульптура или игрушка может послужить натурой для лепки. Использовать можно лишь те из них, которые будут содействовать развитию художественного вкуса и дадут отчетливое представление о форме, строении и пропорциях предмета. Очень привлекательна и пластична глиняная стилизованная народная игрушка: дымковская, гуцульская и другие, но мы не рекомендуем вам с первых шагов лепки обращаться к ней — начинающему она не даст правильного представления о форме предмета.

    Специфика лепки требует, чтобы окраска натуры была спокойной и ровной: яркая пестрая окраска мешает воспринимать общую форму предмета и его пропорции. После того как вы отобрали натуру и убедились, что она соответствует всем вашим требованиям, можете приступить к ее изучению. Рассмотрите предмет со всех сторон, уясните его форму, соотношение между частями, а если частей несколько, сравните их между собой по форме и величине.

    Вы рисовали с натуры и знаете основные правила ее установки. Для лепки вы должны знать еще одно правило. Лепка требует изображения со всех сторон, а поэтому должна существовать возможность повертывать натуру во время работы или обходить ее кругом.

    Некоторой специфики по сравнению с рисованием требует и освещение во время лепки. Освещение натуры должно быть таким, чтобы все формы предмета были отчетливо видны, а на рабочее место свет должен падать лишь с левой стороны или сверху — так, чтобы тень от рук не заслоняла создаваемую форму.

    Лепку с натуры нужно перемежать с лепкой по памяти. Это поможет вам лучше схватывать основную форму предмета, его пропорции и строение, разовьет зрительную память. Для начала полепите по памяти те предметы, которые вы лепите с натуры, а затем переходите к изображению других.

    Легче лепить предметы, которые отличаются четкостью строения и объемностью формы, плавностью линий и пластичностью переходов от одной части к другой. Может быть, вас привлечет интересная поза птицы или зверя. Хорошо, если будет возможность понаблюдать одно явление несколько раз — тогда вы сможете запомнить не только основное в предмете, но и некоторые детали формы или позы, которые придадут изображению большую выразительность. Не забывайте, что лепка — это объемное изображение и рассматривать предмет нужно со всех сторон.

    После того как вы научились лепить отдельные предметы, полезно и интересно поработать над композицией. В наших заданиях мы предлагаем вылепить натюрморт из фруктов, овощей, грибов или изобразить сюжет на тему сказки, рассказа. Работая над композицией, нужно добиваться красивого сочетания форм предметов, не забывая, однако, что все в ней должно быть подчинено общему замыслу. Поэтому прежде всего в композиции важно выделить главное. В лепке основное подчеркивается выразительностью формы, характерным движением и таким расположением на подставке, которое дает возможность одинаково хорошо воспринимать композицию со всех сторон.

    Лепка на тему сказок и рассказов — это лепка по собственному замыслу. В данном случае решите, какие предметы войдут в лепку, чем они будут характеризоваться, например, в какой одежде будут герои сказки, каковы будут их движения и т. д. И лишь после того как замысел ваш обдуман, приступайте к его реализации.

    Добавить комментарий