Отделка трикотажных изделий
Трикотажные товары
Для улучшения внешнего вида и придания необходимых потребительных свойств трикотажные полотна подвергаются отделке.
Отделка трикотажа в основном состоит из тех же операций, что и отделка тканей, — беления, стабилизации (для трикотажа из синтетических нитей), крашения или набивки, ворсования (для некоторых видов трикотажа) и заключительной отделки.
В процессе отделки важно соблюдать режимы и как можно меньше подвергать полотна вытягиванию. Иначе в дальнейшем полотно может дать большую усадку, что приведет к изменению в эксплуатации размеров и формы изготовленных из него изделий.
Отделка трикотажного изделия
В этой статье мы рассмотрим технологию выполнения самых разных видов отделки трикотажного изделия.
Для изготовления рюша, как на илл. 1, потребуется трикотаж с низкой осыпаемостью на срезах, не «пускающий стрелы» и не закручивающийся на срезах.
Выкроить из трикотажа полосу шириной 4 см (кроить вдоль петельных рядов трикотажного полотна). Поставить по длинным срезам полосы метки для закладывания складок через каждые 2 см. Намелить линию посередине полосы с лицевой стороны.
По меткам заложить бантовые (встречные) складки, как показано на илл. 2, 3. Приутюжить. Наложить полосу с приутюженными складками на изделие и настрочить ее посередине по намеченной линии, одновременно закрепляя складки (илл. 2).
Боковые срезы каждой складки совместить так, чтобы лицевая сторона оказалась внутри. Поставить закрепку длиной не более 5 мм (илл. 3). Отделка готова.
Декор «квадраты»
В таком стиле можно сшить изделие полностью или использовать этот декор для отделочных деталей модели (илл. 4). Элементы декора могут быть различны: квадраты, ромбы, треугольники, фигуры неправильной формы и т. д. Можно комбинировать трикотаж двух цветов.
Оставляя отверстия при стачивании элементов декора между собой, получим совершенно новый вид. Припуски швов стачивания нужно расстрочить (0,1 см), чтобы они не вывертывались через отверстия наружу. Можно использовать отделочные нитки.
Если добавить нижний слой контрастного цвета, то декор станет еще более эффектным: через отверстия верхнего слоя будет виден нижний.
Декор по краю детали
Этот вид отделки (илл. 5) применим по краям деталей: по низу изделия, по низу рукавов, по краю отлета воротника и т. д. Трикотаж должен быть с низкой осыпаемостью на срезах, не «пускающий стрелы» и не закручивающийся на срезах.
Нарезать навесные петли шириной 1 см (илл. 6) из трикотажа (выкраивать детали петель вдоль петельных рядов трикотажного полотна). Длина петель зависит от количества и ширины поперечных полос, которые будут вплетены в них, плюс 0,5 см прибавка на толщину трикотажа плюс верхние припуски.
В данном случае показаны две поперечные полосы, ширина которых по 1 см. Соответственно, длина петель 6,5 см (2 см х 2 полосы + 0,5 см (прибавка на толщину материала) + два припуска на шов по 1 см).
Выкроить поперечные полосы шириной 1 см (выкраивать вдоль петельных рядов трикотажного полотна). Длина полос зависит от длины края детали, вдоль которой выполнен декор.
Притачать навесные петли к срезу детали (1 см), как показано на илл. 6. Обтачать срез детали обтачкой (1 см).
Первую поперечную полосу продеть через навесные петли, как на илл. 7. Затем вторую полосу (илл. 5) — в «шахматном» порядке.
Концы полос нужно прикрепить к крайним петлям декора.
Машинные буфы
Такой вид отделки, как простые машинные буфы, рекомендуется использовать в изделиях из тонкого, легко драпирующегося трикотажа (илл. 8).
Получить сборку можно разными способами:
1 способ
Самый простой вариант — с применением эластичных нитей. Тогда отделка будет обладать высокими эластичными свойствами. В стачивающей прямой строчке, выполненной на машине челночного стежка, нижняя нитка — эластичная, ее нужно заправить в шпульку.
Важно отрегулировать натяжение подачи нижней эластичной нити с помощью винта на шпульном колпачке. Это влияет на величину сосбаривания материала. Чем сильнее ослаблен винт, тем меньше густота сборки.
2 способ
Проложить строчку с большой длиной стежков (2 стежка в 1 см) по детали изделия на участках выполнения буф. Оставить концы ниток строчки не менее 10 см. Затем вручную сосборить деталь, затягивая нижнюю нитку строчки.
Равномерно распределить сборку. Закрепить концы ниток строчки. Простые машинные буфы готовы. Чтобы зафиксировать сборки буф, рекомендуется настрочить тесьму на деталь со сборкой («строчка в строчку»).
Выстеганные детали
Чтобы получить объемный элемент для декорирования изделия из трикотажа (илл. 9), вам потребуется синтепон или другой объемный наполнитель. Конфигурация детали может быть различна, как и ее размеры.
Выкроить из трикотажного полотна две одинаковые детали, такую же деталь выкроить из синтепона. Припуски по контуру 0,7 см. Настрочить деталь из синтепона на одну деталь из трикотажа по контуру (0,5 см) — см. илл. 10. Обтачать деталь с синтепоном второй деталью из трикотажа (0,7 см) — илл. 11, оставляя отверстие для вывертывания. Вывернуть деталь на лицевую сторону, выправить края и углы.
Если трикотаж плотный, то рекомендуется высечь припуски шва обтачивания в углах. Подшить ручными потайными стежками отверстие для вывертывания. Чтобы деталь не потеряла объем, утюжить ее по всей поверхности не рекомендуется. Приутюжить только обтачанные края.
Проложить несколько отделочных строчек но всей поверхности элемента (илл. 12), расстояние между строчками — 0,7 см. В данном примере 5 строчек выстегивания.
Наложить деталь на изделие по разметке. Приколоть булавками. Шестую (последнюю) строчку в центре детали проложить сквозную, настрачивая ее на изделие (илл. 13). Удалить булавки. Обработка декора завершена.
Отделка трикотажа
Снятые с трикотажных машин полотна, а также готовые изделия, отдельные детали и купоны подвергают отделке, для того чтобы выявить специфические свойства трикотажа, уменьшить его недостатки, но основное назначение отделки — улучшение качества изделий.
Перед отделочными операциями полотно при необходимости подвергают штопке. Последовательность и виды применяемых отделочных операций обусловлены волокнистым составом пряжи и нитей, видом сырья (суровые, окрашенные в массе, из окрашенной пряжи и т.д.), видом изделий, назначением и способом их производства (кроеные, из деталей, связанных на плосковязальных машинах, купоны), структурой полотен.
Различают отделку, выполняемую преимущественно механическими способами, т.е. достигаемую физическими воздействиями (каландрированием, ворсованием, тиснением и др.), и химическими способами, т.е. достигаемую воздействием химических препаратов и процессов, изменяющих структуру волокон (белением, мерсеризацией, крашением, печатанием и др.).
Процесс отделки можно разделить на четыре основных стадии: подготовка, крашение, печатание, заключительная отделка.
В процессе подготовки трикотажные изделия подвергаются ряду технологических операций (замачиванию, промывке, предфиксации (запариванию), отвариванию, белению, отжиму, высушиванию, термостабилизации), в процессе которых они приобретают способность смачиваться вследствие удаления за-масливателей и сопутствующих веществ, им придается белизна. Изделия, связанные из окрашенных в массе нитей, пряжи или волокон, подвергают отвариванию. В этом случае операция называется промыв ка-релаксация и служит повышению фор-моустойчивости изделий, улучшает внешний вид, а при последующем крашении способствует равномерному окрашиванию. В процессе термостабилизации повышается стабильность и формоустойчивость изделий.
При крашении изделия приобретают цвет. Трикотажные изделия могут иметь однотонную окраску (т.е. быть гладкокрашеными) или узорчатую расцветку. Однотонная окраска получается при крашении и белении, а также при вязании из предварительно окрашенных в один цвет нитей (пряжи) или волокон. Узорчатую расцветку можно получить при вязании изделий из нитей или пряжи, изготовленных из окрашенных волокон разного цвета, при вязании из нитей или пряжи, окрашенных в разные цвета (т.е. быть пестровязаными), и, наконец, методом печатания.
При печатании на изделия наносится рисунок. Для печатания штучных изделий применяют в основном два способа: прямую печать с помощью сетчатых шаблонов (фотофильмпечать) и переводную печать («сублистатик»).
При заключительной отделке изделия обрабатывают различными веществами, которые придают волокнистому материалу те или иные свойства (аппретирование — для снижения способности изделий к электризации, распусканию петель, образованию затяжек, пиллинга, для придания улучшенного грифа, безусадочности, повышения износостойкости, улучшения формирования), подвергают ворсованию, стрижке, фильцеванию (укладке ворса в одном направлении), ратинированию (завивке ворса с образованием на поверхности узелков, шариков, завитков и др.), валке, ширению, декатировке, влажно-тепловой обработке, а также стабилизации (тепловой обработке с помощью горячих воздуха, пара или воды при небольшом натяжении или в свободном состоянии изделий из термопластичных синтетических или триацетатных волокон), формованию (запариванию или увлажнению с последующей сушкой натянутого на форму готового регулярного изделия). Для улучшения внешнего вида используются различные вышивки, аппликации, пришивка эластичной ленты, различных украшений, украшение бейками, фестонами, ракушечная строчка и др.
Отделочные процессы в трикотажном производстве аналогичны отделке тканей. Однако специфические свойства трикотажа, являющиеся следствием его петельной структуры (повышенная растяжимость, распускаемость и др.), обусловливают и особенности отделочных процессов. Отделочные операции обычно проводят при минимальных натяжениях трикотажа.
Виды отделок трикотажных изделий можно классифицировать по характеру воздействия .
Рис. Классификация отделок по характеру воздействия
Рис. Классификация отделок по характеру воздействия
К отделкам комплексного воздействия можно отнести аппретирование, влажно-тепловую обработку, стабилизацию, формование и др.
Некоторые трикотажные полотна подвергают специальным видам отделки, например под замшу, тиснению, плиссирова
нию (полотна из синтетических волокон), дублированию, водо-и маслоотталкивающей, придающей устойчивость к загрязнению, действию микроорганизмов, огнестойкой и др. Отделка под замшу основана на свойстве сильного усаживания поливи-нилхлоридных волокон при крашении — полотно становится очень плотным, прочным, малорастяжимым. Полотно обрабатывают на горячих каландрах (135—140 °С), в результате чего частично оплавляются ПВХ-волокна на поверхности полотна. Оплавленная поверхность разворсовывается шлифовальными валами и приобретает вид замши. Для сохранения красивого бархатистого поверхностного слоя при эксплуатации такие изделия следует подвергать химическим чисткам, а не стирать.
Влажно-тепловой обработке (ВТО) подвергают готовые изделия для придания им формы, улучшения внешнего вида (мягкости, пышности), закрепления петельной структуры, устранения складок, заминов. Процесс ВТО состоит из трех стадий: увлажнения, высушивания, придания деталям или изделию необходимых формы, размера и формования (закрепления полученной формы). ВТО должна проводиться с минимальным давлением на полотно с использованием утюгов, прессов, каландров. Если трикотаж выработан из объемной пряжи или с ворсом, он пропаривается и высушивается без прессования на специальных паровоздушных манекенах, в запарных камерах и т.д.
Формировка чулочно-носочных и регулярных изделий придает и закрепляет нужную форму и размер, устраняет складки и замины.
Вопрос 5. Отделка трикотажных полотен и изделий. Особенности и условия проведения отделочных операций полотен и изделий.
Снятые с трикотажных машин полотна, а также готовые изделия, отдельные детали и купоны отделывают для улучшения их внешнего вида, придания им комплекса необходимых свойств. Перед отделочными операциями полотно при необходимости подвергают штопке. Последовательность и виды применяемых отделочных операций зависят от назначения, волокнистого состава, вида используемых нитей, структуры полотен.
Полный цикл отделки включает следующие операции: замачивание, промывание, отваривание, беление, стабилизацию, крашение, печатание, аппретирование, ширение, декатировку, а также формование (готовых регулярных изделий). Отделочные процессы в трикотажном производстве аналогичны отделке тканей. Однако специфические свойства трикотажа, являющиеся следствием его петельной структуры (повышенная растяжимость, распускаемость и др.), обусловливают и особенности отделочных процессов. Отделочные операции обычно проводят при минимальных натяжениях трикотажа; желательно также обрабатывать полотна не жгутом, а в расправленном виде для предотвращения образования заломов и морщин. Внутренняя поверхность отделочного оборудования должна быть гладкой, чтобы не образовывались затяжки, обрывы нитей и спуски петель.
При предварительной отделке трикотажа — в процессах отваривания (бельевые полотна) или промывания (пестровязаные, полотна для верхних изделий) — с поверхности нитей удаляются замасливающие и парафинирующие составы, происходит релаксация напряжений, полученных нитями в процессе вязания. В результате тепловых, влажностных, химических и других воздействий нити в петлях приходят в равновесное состояние, происходят выравнивание петельной структуры полотна и его усадка.
Трикотажные полотна из синтетических нитей подвергают стабилизации, воздействуя на них горячим воздухом или насыщенным паром под давлением при температурах, близких к температуре плавления полимера. При такой обработке благодаря термопластичности волокон фиксируются форма петель и линейные размеры полотна, снимаются внутренние напряжения волокон, уменьшается сминаемость трикотажа и повышается его способность к окрашиванию.
Отделка ворсовых полотен, помимо беления, крашения, печатания, сушки, ворсования, включает такие операции, как стрижка для выравнивания длины ворса, полирование поверхности ворсового слоя, его выпрямление. При полировании ворсовый покров полотна приобретает блеск, объемность, ориентацию в определенном направлении.
Полотна из текстурированных нитей отделывают для придания им высокой объемности, эластичности, формоустойчивости, несминаемости. С этой целью их запаривают (что придает им объемность), промывают, сушат, стабилизируют, а потом красят. Для придания высокой стойкости к стирке и химчистке полотна аппретируют, а также проводят антистатическую обработку.
Полотна, используемые для верхней одежды, для защиты от атмосферной влаги, подвергают различным видам гидрофобной отделки; для несвойлачиваемой отделки шерстяных полотен используют специальные препараты, покрывающие чешуйчатую поверхность волокна пленкой.
Возможности трикотажного производства позволяют получать на вязальных машинах, кроме метражных полотен, и готовые изделия (чулочно-носочные, перчатки, варежки, береты, шарфы, платки и др.), кругловязаные трикотажные купоны, а также готовые детали изделий. После соединения (сшивания) этих деталей получают готовые изделия. Готовые или сшитые изделия подвергают дополнительной отделке — формованию, стабилизации, а некоторые из них — промывке, валке, печатанию и др. В каждом случае используют специальное оборудование, обеспечивающее получение в изделии необходимой формы с определенными свойствами.
Окончательная влажно-тепловая обработка и формование готовых трикотажных изделий проводятся на паровоздушных манекенах, а также на специальных металлических формах, выполненных в соответствии с требуемой конфигурацией изделия и соответствующих по размерам стандартным величинам: Особенность отделки на паровоздушном манекене заключается в том, что на изделие, надетое на объемную или плоскую форму, попеременно воздействует пар, горячий и холодный воздух. Такая обработка способствует созданию и устойчивой фиксации требуемой формы изделия, приданию ему товарного вида. Для окончательной отделки трикотажных изделий используют и специальные камеры с регулируемыми параметрами обработки (давление пара, температура воздуха) в зависимости от волокнистого состава и структуры полотна.
Дня внутрипроцессной отделки кругловязаных трикотажных купонов действуют линии для непрерывной обработки, на которых непрерывно движущиеся купоны обрабатываются паром и горячим воздухом. При этом обеспечивается автоматический контроль режимов обработки, усадки, ширины и грифа полотна.
На отечественных предприятиях используют также импортное оборудование, позволяющее совместить влажно-тепловую отделку кругловязаных трикотажных купонов с их раскроем. Машина-пресс производит настилание купонов на стол с иглами, пропаривание настила от верхнего полотна к нижнему и разрезание настила на детали механическим ножом. Для этого рабочий стол снабжен специальной системой воздухоотсоса и электрического подогрева. Такая машина-пресс обеспечивает высокое качество влажно-тепловой обработки и раскроя купонов (особенно с выраженным рисунком полотна).
Для отделки трикотажных изделий очень часто используют и аппликации. Они могут быть клеевые, термические, пришивные, на основе ткани, пластика, трикотажа, кружевные, меховые. В качестве подвесных украшений используют стразы, бисер из стекла, пластика.
Специфика отделки трикотажных изделий
Особой отраслью легкой промышленности является трикотажное производство. За последние годы оно получило значительное развитие, поэтому студентам специальности 280306 Технология трикотажа необходимо знать специфику химической отделки трикотажных изделий.
Основной целью процессов химической технологии трикотажного производства является придание трикотажу определенных свойств и улучшенного внешнего вида. Это достигается в красильно-отделочном производстве трикотажной промышленности при осуществлении процессов беления, крашения, печатания и заключительной отделки.
Для производства трикотажа могут быть использованы почти все виды натуральных и химических волокон. Поэтому изложенный в пособии материал является основой для изучения химической технологии трикотажных изделий, поскольку сущность и методы осуществления всех рассмотренных ранее химических, физико-химических и механических обработок сохраняются. Вместе с тем отделка трикотажа имеет и свои специфические особенности, проявляющиеся в выборе наиболее выгодных и оптимальных условий проведения процессов, подборе оборудования и вспомогательных химических материалов.
Процессы подготовки трикотажных изделий к крашению и печатанию включают операции: варка, размасливание и беление продукции, опаливание и мерсеризация пряжи, стабилизация формы изделий из синтетических и ацетатных волокон.
Сущность происходящих при этом химических и физико-химических процессов изложена в соответствующих главах данного пособия.
Окрашенные трикотажные изделия получают различными способами. По видам расцветок трикотажные изделия можно подразделить на полотна с однотонной и разнотонной расцветками.
Однотонная расцветка достигается крашением полотна или изделий из одного вида волокна или вязанием полотна из однотонно окрашенных нитей.
Разнотонную расцветку получают при вязании полотна и изделий из пряжи разных цветов, при крашении полотна и изделий, изготовленных из нитей, содержащих разные волокна; подбором красителей, обеспечивающих разнотонное окрашивание разных волокон.
Для крашения пряжи и полотен используют ранее рассмотренные красители с учетом области их применения, механизма и технологии крашения.
Процесс печатания трикотажных полуфабрикатов можно подразделить на следующие стадии:
1. Подготовка полуфабрикатов к печатанию (варка, размасливание, беление или крашение, сушка-ширение или сушка с последующим каландрированием или формированием изделия).
2. Нанесение на изделие рисунка с помощью сетчатых шаблонов, гравированных валов или способами переводной термопечати.
3. Запаривание или термообработка трикотажных изделий в аппаратах периодического действия или зрельниках, промывка, механическое обезвоживание их, сушка-ширение основовязаных, сушка с каландрированием кругловязаных полотен, формирование штучных изделий.
После беления, крашения или печатания трикотажные изделия подвергают заключительной отделке.
К операциям заключительной отделки трикотажных изделий относят аппретирование, механическое обезвоживание, сушку, ворсование, стрижку, каландрирование, плиссирование, формирование, заключительную стабилизацию, расправление, сортировку,
упаковку.
В основе аппретирования лежат химические и физико-химические процессы, рассмотренные ранее.
Аппретированию подвергают полотно, чулочно-носочные изделия, штучные изделия верхнего трикотажа и пряжу.
Аппретирование полотна проводят для придания ему мягкости или жесткости, повышенной гигроскопичности или водоотталкивающих свойств, стойкости к истиранию, для уменьшения способности к электризации, к прорубке при шитье, улучшения способности к ворсованию и для придания других необходимых свойств.
Чулочно-носочные изделия аппретируют для снижения их способности к электризации, к распусканию петель и образованию затяжек, а также для придания им хорошей способности к формованию и улучшению грифа.
Пряжу и нити подвергают аппретированию для придания им эластичности, снижения электризуемости. Это ведет к улучшению перемоточной и вязальной способности.
Основными способами механического обезвоживания трикотажных изделий с целью удаления грубокапиллярной влаги являются: центрифугирование, обезвоживание с помощью отжимных валов (как правило, на оборудовании непрерывного действия), просасывание или нагнетание воздуха через волокнистый материал и вакуумирование.
Трикотажное полотно после обработок в растворах и отжима подвергают расправлению.
Расправление кругловязаного полотна перед сушкой позволяет исключить фиксацию заминов, образование полос мигрирующего красителя в складках полотна при сушке, обеспечить ровноту
сушки.
Расправление (расправление шва вдоль боковых кромок) основовязанного полотна проводят для правильного накалывания кромок полотна на иглы сушильно-ширильных машин.
Для сушки кругловязаного полотна применяют конвективные сушилки непрерывного действия, работающие по принципу противотока. Полотно на выходе из сушильной камеры соприкасается со свежим холодным воздухом и, отдавая ему часть тепла, охлаждается. Благодаря этому уменьшается возможность пересушивания полотна и оно приобретает мягкость.
Основовязаные полотна в процессах мокрых обработок заметно вытягиваются по длине и усаживаются по ширине. В связи с этим их сушат на сушильно-ширильных машинах, в которых одновременно устраняют деформации полотна, перекосы его петельной структуры, придают ему устойчивые размеры и выравнивают
плотность.
Процесс каландрирования (разглаживание увлажненного паром полотна валами каландра при одновременном ширении) применяют обычно для кругловязаных полотен. Наряду с гладкой поверхностью полотну сообщают стабильные размеры, необходимую плотность, улучшенный гриф, устраняют перекосы петельных рядов и деформации линейных размеров. Трикотажным полотнам можно сообщить эффекты лощения, тиснения, серебристо-шелковистый эффект. Плиссированию и гофрированию обычно подвергают полотна из термопластичных волокон, образующих устойчивые складки. Плиссирование изделий из трикотажа на основе целлюлозных волокон и ацетатного шелка проводят после обработки их предконденсатами термореактивных смол.
В трикотажном производстве используют также новые виды отделок, например, отделка под замшу, придание водоотталкивающих свойств, дублирование трикотажных полотен и др.
Варианты контрольных работ
для студентов заочного отделения
Итогом самостоятельной работы студентов является выполнение контрольной работы. Ниже приведены варианты контрольных заданий, рекомендуемых студентам заочного факультета. При выполнении контрольной работы в соответствии с вопросами задания необходимо описать:
– особенности структуры и свойств волокна, из которого изготовлено швейное изделие;
– технологию подготовки ткани к крашению или печатанию, основываясь на механизмах воздействия на волокно используемых в процессе подготовки химических материалов;
– технологию крашения или печатания тканей предлагаемым классом красителей;
– технологию придания улучшеных потребительских свойств ткани в направлении, указанном в контрольном задании.
Предложенные варианты контрольных заданий можно использовать для контроля знаний студентов дневной формы обучения.
Задание 1
Из какого природного волокна Вы выберите гладкоокрашенную ткань для изготовления легкого нарядного платья?
Приведите строение, состав и свойства этого волокна и процесс обработки такой ткани в отделочном производстве. Дайте технологию подготовки суровой ткани к крашению. Опишите, какими красителями ее можно окрасить и как придать ткани улучшенные потребительские свойства.
Задание 2
Какую ткань Вы используете для изготовления пальто?
Ткань обладает теплоизоляционными свойствами и окрашена кислотными красителями. Опишите строение, состав и свойства волокна, из которого изготовлена ткань, и приведите технологические процессы подготовки, крашения и заключительной отделки этой ткани в отделочном производстве.
Задание 3
Летний костюм выполнен из набивного сатина. Узор на ткань нанесен кубовыми красителями. Ткани придана устойчивая к стиркам серебристо-шелковистая отделка. Описать технологический процесс изготовления такой ткани в отделочном производстве: строение и свойства хлопкового волокна, процессы подготовки, печатания и заключительной отделки ткани.
Задание 4
Куртка изготовлена из плотной, тяжелой хлопчатобумажной ткани, окрашенной в черный цвет, а по черному фону нанесен узор с использованием металлических бронзового и алюминиевого порошков. Ткань обладает гидрофобными свойствами. Описать технологический процесс изготовления такой ткани в отделочном производстве: строение и свойства хлопкового волокна, процесс подготовки плотных тяжелых тканей к крашению, процесс крашения ткани дешевыми красителями для хлопка, процесс печатания ее пигментами и технологию гидрофобной отделки.
Задание 5
Легкий костюм пошит из ткани на основе гидратцеллюлозного волокна. Ткань окрашена активными красителями. На стадии заключительной отделки ей приданы свойства малосминаемости и малоусадочности.
Привести технологический режим обработки такой ткани в отделочном производстве: строение, состав и свойства гидратцеллюлозных волокон, технологию подготовки тканей из них к крашению, технологию крашения ткани активными красителями и процесс придания ей малосминаемых и малоусадочных свойств.
Задание 6
Плащ изготовлен из хлопчатобумажной ткани, окрашенной кубовыми красителями. На стадии заключительной отделки ткани придали водоупорные свойства и придали устойчивый к стирке глянцевый эффект, имитирующий кожу. Привести технологию обработки такой ткани в отделочном производстве: описать строение, состав и свойства хлопкового волокна, процесс подготовки хлопчатобумажных тканей к крашению и печати, химию и технологию крашения тканей кубовыми красителями и технологию получения на тканях гидрофобного и глянцевого эффектов, устойчивых к мокрым обработкам.
Задание 7
Платье-костюм изготовлен из льняной ткани. Суровая льняная ткань отбелена, на отдельные ее места в виде купона нанесен цветной узор активными красителями. Юбка костюма заплиссирована способом, придающим устойчивость эффекту к стиркам. Привести технологию отделки такой ткани в отделочном производстве: описать строение, состав и свойства льняного волокна, подготовку льняных тканей к печати, химизм и технологию колорирования ткани активными красителями и технологию формоустойчивой отделки тканей.
Задание 8
Вечернее платье изготовлено из легкой шелковой ткани, сотканной из нитей химических волокон. На ткань нанесен сложный многоцветный рисунок. Она обладает улучшенными потребительскими свойствами. Привести технологию изготовления такой ткани: описать общие принципы получения химических волокон, специфические особенности их строения и свойств, технологию подготовки таких тканей под печать, способ печати, позволяющий получать сложные, многоцветные узоры по тканям из химических волокон, и технологию заключительной отделки этих тканей.
Задание 9
Летнее платье изготовлено из набивного хлопчатобумажного сатина. Ткань сначала окрашена азоидными красителями, а затем по окрашенной ткани нанесен рисунок в виде белого и цветного узоров.
Привести технологию отделки такой ткани в отделочном производстве: описать строение, состав и свойства хлопкового волокна, процесс подготовки хлопчатобумажных тканей под крашение и печать, химию и технологию получения белых и цветных узоров способами вытравной печати и технологию заключительной отделки хлопчатобумажных тканей.
Задание 10
Костюм пошит из ткани, изготовленной из полиэфирного волокна лавсана. Ткань окрашена дисперсным красителем, обладает улучшенными потребительскими свойствами. Привести технологию обработки такой ткани в отделочном производстве: описать строение и свойства полиэфирных волокон, технологию подготовки тканей из лавсана к крашению; охарактеризовать свойства дисперсных красителей, механизм и технологию крашения ими полиэфирных волокон и технологию заключительной отделки тканей из синтетических волокон.
1. Балашова, Т.Д. Краткий курс химической технологии волокнистых материалов /Т.Д. Балашова и др. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.
2. Балашова, Т.Д. Отделка шелковых тканей /Т.Д. Балашова и др. – М.: Легпромбытиздат, 1986.
3. Новородовская, Т.С. Химия и химическая технология шерсти /Т.С. Новородовская, С.Ф. Садова.– М.: Легпромбытиздат, 1986.
4. Симон, Л. Отделка трикотажных изделий /Л. Симон, М. Квапиль. –М.: Легпищемаш, 1982.
5. Никитин, М.Н. Художественное оформление тканей. – М.: Легкая индустрия, 1971.
6. Мельников, Б.Н. Физико-химические основы процесса отделочного производства /Б.Н. Мельников и др. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982.
7. Мельников, Б.Н. Современное состояние и перспективы развития технологии крашения текстильных материалов /Б.Н. Мельников и др.– М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983.
8. Мельников, Б.Н. Прогресс техники и технологии печатания тканей /Б.Н. Мельников и др. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1980.
9. Мельников, Б.Н. Современные способы заключительной отделки тканей из целлюлозных волокон, /Б.Н. Мельников, Т.Д. Захарова. – М.: Легкая индустрия, 1975.
10. Беленький, Л.И. Крашение и печатание текстильных материалов из смесей природных и химических волокон /Л.И. Беленький и др.– М.: Легпромбытиздат, 1987.
11. Мельников, Б.Н. Прогресс текстильной химии /Б.Н. Мельников и др. – М.: Легпромбытиздат, 1988.
12. Андросов, В.Р. Синтетические красители в легкой промышленности /В.Р.Андросов, И.Н.Петрова. – М.: Легпромбытиздат, 1989.
13. Васильев, В.В. Исследование процесса хромирования алюминиевых печатных валов /В.В. Васильев, Г.М. Прияткин, В.Р. Ополовников //Изв. вузов. Технология текст. промышленности.– 2001. –№5. – С. 120-122.
14. Сафонов, В.В. Химическая технология отделочного производства. – М.: МГТУ, 2002.
15. Отделка хлопчатобумажных тканей: справочник /под ред.
Б.Н. Мельникова.-Иваново: изд-во «Талка», 2003.
Оглавление
1. Особенности структуры и свойств волокнообразующих
2. Процессы подготовки тканей из различных волокон к
крашению и печатанию …………………………………………. 18
2.1. Подготовка хлопчатобумажных тканей к крашению и
2.2. Подготовка льняных тканей …………………………………. 32
2.3. Подготовка тканей из гидратцеллюлозных волокон ………. 34
2.4. Подготовка шерстяных тканей ………………………………. 35
2.5. Подготовка тканей из натурального шелка ………………… 37
2.6. Подготовка тканей из синтетических волокон и
3. Крашение и печатание тканей …………………………………… 40
3.1. Общие принципы построения процессов крашения и
3.2. Техническая классификация красителей ………………….… 45
3.3. Крашение и печатание тканей из целлюлозных волокон ….. 46
3.4. Крашение и печатание шерстяных тканей ………………….. 68
3.5. Крашение и печатание тканей из натурального шелка …….. 72
3.6. Крашение и печатание тканей из синтетических волокон
и ацетатного шелка …………………………………………… 73
3.7. Крашение и печатание ткани из смеси волокон……………. 78
4. Заключительная отделка тканей …………………………………. 79
4.1. Заключительная отделка тканей из целлюлозных
4.2. Заключительная отделка шерстяных тканей …………….. 100
4.3. Заключительная отделка тканей из натурального шелка,
химических волокон и смеси волокон ……………………. 102
4.4. Придание текстильным материалам специальных
5. Специфика отделки трикотажных изделий……………………..115
6. Варианты контрольных работ для студентов заочного
Библиографический список ……………………………………..… 123
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Секреты стиля
Популярные публикации
Последние комментарии
Техники и приемы создания и отделки одежды и аксессуаров
Предлагаю вашему вниманию альбом, который я достаточно долго собирала. Фотографии с разных показов модных домов, разных сезонов.
Мне интересно было соединить в одном фотоколлаже разные взгляды на одну и ту же технику исполнения декора или приемы, найти объединяющие элементы у совершенно разных мастеров и дизайнеров.
Буду рада вашим отзывам и комментариям. Что понравилось, что вы использовали в своем творчестве, а что стало открытием.
1. Шнуры. Плетение, сшивание, росшив, наложение по сетке. И еще масса вариантов крепления шнура.
2.Эффект градиент, в наслоении оттенков деталей и элементов.
3. Декор в виде спиралевидных роз, из подкройных лент по косой, одно-, двух- или многослойных. Варианты — втачные элементы, накладные элементы. Варианты кроя лент по поперечной или долевой дают более жесткую форму и ломкие линии на сгибах.
4. Декорирование накладными элементами. В данном случае — цветы. Подкройные лепестки и целые цветки.
1. Лепестки из шифона — возможно, не буленые, ручная формовка, сборка слоями, декор — расшивка бусинами, стразами и так далее.
2. Подкройные небуленые цветы, многослойная сборка.
3. Лепестки подкройные, объемные за счет слоев, возможно наполнение лепестков доп. материалом.
5. Декорирование или конструирование деталей в технике «оригами».
Рекомендуемые свойства тканей — держать форму и сгибы подобно бумаге (суховатые, гладкие полотна разной толщины. Но все проверяется на образцах — конкретно для каждого вида ткани или модели).
6. Декоративный прием — лазерная перфорация на ткани, коже и других материалах.
Декоративные элементы — перфорированные детали.
Готовые детали кроя — двухслойные, перфорированные.
Перфорированная натуральная кожа, с металлизированным покрытием (напылением).
Аналогичная техника — гильошинирование (ручное выжигание по ткани, необходимо присутствие в ткани синтетических добавок, для оплавления края обжига).
7. Декорирование одежды вырезными или вырубными деталями, созданными с помощью лазерной резки или ручного гильоширования, или оплавления краев. Детали могут быть выполнены из разных материалов — ткань, кожа или кож.зам — вырубка и тиснение (дополнительно, как на среднем фото).
Справа — варианты создания: обжиг края вырезанных элементов, последующая сборка слоями или техника гильоширования (края перьев заметно оплавлены, как на тканях с примесью синтетики).
8. Декорирование костюма элементами — рулик.
Вытачная косая бейка разной толщины и наполнения, с открытым обрезанным краем, или с закрытым краем (в зависимости от задачи в изделии).
9. Жемчуг как основа декора.
Расшивка жемчужными нитями, точечно в разноплановом или симметричном порядке, нити в свободном провисании или еще миллион вариантов создания благородного вида изделий с помощью натурального или искуственного жемчуга.
10. Сложные конструктивные решения на основе ребер жесткости. Применение в изготовлении ленты ригелин, косточек из пластика или металла (пружины), и других подобных материалов. Жестких и упругих.
11. Буфы разной сложности, на разных материалах.
12. Крупные декоративные элементы, драпированные детали — возможно, из целого куска ткани или нескольких. Произвольно сформованные руками и скрепленные ручными стежками. Ткани, держащие форму и объем, или вариант закрепления на воздушных (сетка, органза) основах.
13. Отделка декоративными элементами из полосок основной ткани платья или костюма. Рваные или резанные полоски ткани по косой, или долевой.
Смятые, скрученные и уложенные в рисунок или абстрактно. Крепление ручными стежками к основе изделия или деталям.
14. Декорирование одежды объемными деталями.
Накладными или втачными. Объем создается за счет наполнения деталей доп. материалами — синтепон, пух, поролон или подобными им. Техники наполнения могут быть различными, в зависимости от модели, материала, формы и сложности изделия.
15. Ленты как конструктивное решение.
Жесткие проклееные, обтачные детали в виде лент создают основу конструкции и декор одновременно.
16.Бант как основа конструктивного решения или как основной декоративный элемент в изделиях.
17. Декорирование одежды прозрачными вставками с помощью материалов телесного цвета — органза, разнообразные сетки и эластичные полотна разной толщины и свойств.
18. Гофре.
Популярная и красивая отделка ткани и деталей кроя.
В зависимости от свойств материалов дает разный эффект в изделиях, от мягких и сложносочиненных элементов до жестких и упругих форм деталей.
Хорошо держит сгибы и формовку на тканях с добавлением синтетики, и до первой встречи с водой — на натуральных шифонах и других 100% шелковых тканях. Пожалуй, для темы гофре понадобится отдельный альбом. Так много красивых и эффектных нарядов создано.
19. Создание форм деталей или декора с помощью 3D печворка. Ткань, кожа, пластик, бумага или картон в качестве основы жесткости или эффект соединения цвета для достижения эффекта объема+комбинированные техники.
20. Цепные реакции в декоре могут стать основой изделия. Становясь то сетью, то кольчужкой вместо основы платья.
21. Декорирование изделий кусочками зеркал.
В центре старинная техника шиша (shisha), или вышивка с зеркалами — классическая индийская вышивка. Но этот вид вышивки можно встретить в Пакистане и Афганистане. Слово «шиша» на хинди означает небольшое стекло. Слева и справа — современные варианты техники, крепление с помощью пришивания через отверстия, и крепление с помощью кастов или других вариантов фурнитуры.
22. Декорирование изделий клепками или металлическими элементами разных способов крепления. Механическая установка, пришивание, приклеивание.
23. Декорирование изделий кристаллами или элементами похожими на кристаллы.
Крупные элементы ассиметричной или симметричной формы. Стеклянные граненные кристаллы, кристаллы из акрила или пластика.
Для локальной расшивки кристаллами — общий вес акриловых элементов в несколько раз ниже, чем элементов из граненного стекла.
Окрашенный штампованный пластик по весу может быть легче акрила и стекла. Способы крепления — пришивные, пришивные в кастах из металла, механическое крепление в кастах на шипах и др.
Стразы или кристаллы представляют собой имитацию драгоценных камней. Для лучшего блеска прозрачных элементов снизу на стразы наносится зеркальный слой (амальгама). Между собой стразы различаются блеском, огранкой, яркостью и прозрачностью, а также долговечностью.
Пластиковые и акриловые стразы хуже блестят и быстро выцветают, легче царапаются. Стеклянные, а лучше — хрустальные стразы играют ярче и дольше сохраняют цвет и блеск. Стразы Swarovski делаются из хрусталя с высоким содержанием свинца и подвергаются особой огранке. Они отличаются высокой прозрачностью, хорошим блеском и насыщенными цветами. Поэтому непрофессионалу практически невозможно отличить их от натуральных камней.
24. Декор из перьев.
Техника и приемы — расшивка, расшивка через бисер или элементы декора, приклеивание, настрачивание и всевозможные приемы — лишь бы не отлетали и лежали или торчали в нужном месте.
25. Жидкое золото или ткани и материалы с эффектом металлик и разными основами и свойствами. Современные технологии позволяют наносить на ткани и трикотажные полотна покрытие, имитирующее вид металла. Но от свойств основы зависит, как в дальнейшем будет выглядеть готовое изделие — как жидкое золото, с мягкими драпировками и фалдами (в основе трикотажное полотно или ткани с подвижностью трикотажа). Или если основа более формоустойчивая — сухие ткани, тогда эффект будет, как от плоских пластин держащих форму. Мелкие металлические элементы, собранные в полотно позволяют создавать тот же эффект с падающими тяжелыми складками, за счет очень подвижной структуры.
26. Металлические детали в одежде в виде фурнитуры — это норма. Но для высокой моды игра в металл в крупных формах — это не частое удовольствие. Требует технически подготовленной базы и возможности исполнения задач. Ковка, штамповка, литье, клепка, гальваника, шлифовка и еще куча технических моментов для создания и завершения, не считая конструкторских решений и последующей сборки с элементами одежды или костюмом.
Конечно, в мире еще тысячи тем для подобных систематизаций, и по возможности я буду продолжать собирать этот альбом. Для себя и для вас, читатели и мастера, если вам это оказалось полезным.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Мастер-класс: декоративная сборка и отделка трикотажных изделий
Мой второй мастер-класс посвящен декоративной сборке изделий методом кос!
Согласитесь, что сборка — это венец любого трикотажного изделия! И с удовольствием поделюсь с вами своими любимыми способами сборки и отделки трикотажных изделий 🙂
А вот и продолжение. Отличный звук и голос, Лорейн, очень у вас приятный. Последовательный рассказ размеренным и спокойным тоном хорошо усваивается, спасибо огромное.
Марк , благодарю Вас за оценку и поддержку !
Ура. Лора, какая косичка красивая, сердечки напоминает Очень необычно! Спасибо тебе большое. Еще бы про швы посмотреть, это же очень важно! Качественнаяс сборка и швы — это то, что отличает профессиональную работу!
И любовь и уважение как к своему творчеству, так и к человеку, для кого это выполнено)
Это даже вне всякого сомнения, Лора!
Лора, спасибо большое. Очень полезный мастер-класс. И очень информативный. Меня особенно впечатлило, что с помощью такой косички можно выполнить отделку горловины, например.
А еще и край шапочки, и шарфик, ой, много всего можно так украсить!
Да)и очень красивую отделку горловины))))!
Деккера многоигольные , кстати, приобрела у замечательного мастера с ЯМ -Дианочки! http://www.livemaster.ru/daisyd
И я у Дианы покупаю практически всё 🙂
У нее в магазинчике еще есть моя голубая мечта, к которой я стремлюсь)))
Надеюсь ( смело так) за пол года на нее насобирать)
Спасибо, Лора, за прекрасный МК!
Дашенька! Спасибо, что заглянули!)
Лора, вы очень талантливая девушка))
Елена, сердечно Вас благодарю!
Лора, я хоть и не вязальщица, но Ваш МК меня заинтересовал — пожалуй, рискну попробовать)) Спасибо!!
Ура) ! В нашем полку прибыло)!
Добрый вечер! Очень интересный и информативный мастер класс. Спасибо большое.))) Красивые и аккуратные соединения получаются, а не грубые швы, что очень важно и приятно при носке. Очень приятный голос у Вас, Лора, с удовольствием послушала и посмотрела.)
Танечка, здравствуйте, очень приятно, что заглянули!)
И огромнге спасибо за оценку)
Очень полезный МК . Спасибо.
Светлана! Большое спасибо !
Лора ну высший класс! Очень красивые косы и все доходчиво и понятно объяснено, спасибо большое! А про швы думаю всем будет интересно послушать — и опытным вязальщицам и новичкам. Учиться никогда не поздно!
Лора, спасибо за очень интересный мастер-класс! Очень красивые и аккуратные соединения! Буду ждать следующих Ваших МК!
Спасибо Вам за Ваш отзыв !
В продолжение темы, предлагаю в варианте фотографий ознакомиться с элементами декоративных кос:)
Очень погравился МК ! Ничего подобного не встречала. Обязательно попробую.Спасибо!
Лора! Я шоке. впервые увидела процесс вязания на машинке. Супер! Я под впечатлением.
По-моему, это нереально сложно и потрясающе красиво!!
Наташа). я тоже иногда бываю в шоке)
А мне очень интересен процесс Вашего создания изделий
Лора, спасибо за отличный МК! Век живи-век учись!Буду осваивать эту технику. А про плоские швы будет мастер-класс?
Ольга ! Спасибо и ВАм )
Да ,конечно , если хотите — будет .
Вообще пишите о чем бы еще хотели МК — будем делать вместе )))
Ого! Какой у вас волшебный агрегатВы как пианист)))
А нельзя нажать на кнопочку и чтобы вы не руками туда-сюда водили белым «пороходиком», а сам «пороходик» ездил?!
Насчет швов..если они плоские, значит вообще не натирают кожу?Вы не пришиваете своего лейбла к одежде?
Пока вы работаете, платишко у вас на полочке лежит или просто весит?
Детское платишко очень симпотичное..Там кошечки изображены и ведь тож, наверное, есть своя технология кошачья?)))
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ТРИКОТАЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Производство трикотажных изделий включает в себя ряд последовательных операций: проектирование трикотажных изделий; подготовка пряжи и нитей к вязанию, вязание трикотажного полотна или изделия, раскрой, соединение деталей трикотажных изделий, влажно-тепловая обработка и заключительная отделка.
Проектирование трикотажных изделий состоит из операций моделирования и конструирования. Однако при проектировании трикотажных изделий необходимо учитывать растяжимость трикотажных полотен. По растяжимости полотна делятся на четыре группы: полотна с растяжимостью до 40%, от 40 до 70, более 70 и более 100%. С учетом группы растяжимости полотен решается вопрос припусков. Так, для первой группы припуски на свободное облегание должны быть положительными, а для четвертой — отрицательными. Кроме того, следует учитывать, что при растяжении трикотажные полотна становятся короче в направлении петельных столбиков. Например, заужение спинки и переда для свитера из полотен третьей группы не должно быть более 4 см. Межростовая разница трикотажной одежды зависит от вида изделия.
Подготовка пряжи и нитей к вязанию заключается в проверке их качества, перематывании, увлажнении, эмульсировании и пара-финировании. Пряжу из натуральных волокон парафинируют для придания ей гладкости. Эмульсированию подвергают смешанную пряжу и комплексные нити, чтобы придать им мягкость и гибкость. Увлажненная пряжа обладает более высокими вязальными способностями, снижает обрывность и уменьшает поломку игл. Пряжу, используемую для производства основовязаного трикотажа, подвергают сновке. С этой целью ее наматывают на отдельные катушки, которые затем устанавливаются на общий вал, образуя навой.
Прямей и ниши, применяемые для изготовления трикотажных изделий, различаются по волокнистому составу, по строению, способу прядения, толщине, структуре и отделке. Пряжа и нити, полученные различными способами, могут различаться по величине крутки, линейной плотности, внешнему виду и свойствам.
Для выработки трикотажных изделий применяют все виды текстильной пряжи и нитей.
По строению пряжа может быть однониточной, крученой, трощеной, текстурированной, фасонной. Однониточная пряжа состоит из мононитей, которые не делятся в продольном направлении без разрушения. Крученая пряжа и нити состоят из двух или более скрученных нитей. Трощеная пряжа и нити состоят из двух или более сложенных нитей.
По способу прядения хлопчатобумажная пряжа подразделяется на гребенную, кардную, аппаратную. Шерстяная пряжа может быть гребенной и аппаратной. Широко используется для вязания трикотажа смешанная пряжа. Пряжа различного волокнистого состава придает трикотажным изделиям разнообразные потребительские свойства: мягкость, шелковистость, прочность, устойчивость к истиранию.
По виду отделки пряжа бывает суровой, крашеной, отбеленной, меланжевой (состоящей из волокон, окрашенных в разные цвета), многоцветной, вигоневой, ворсовой, мерсеризованной, кислован-ной и т. п.
К пряже и нитям, применяемым в трикотажном производстве, предъявляются определенные требования равномерности по
толщине и крутке, прочности, цвету. Пряжа и нити должны быть мягкими, гибкими, растяжимыми, не иметь дефектов.
Вязание трикотажных полотен и изделий проводят на вязальных машинах. Производительность трикотажных машин в несколько раз выше производительности ткацких станков, затраты труда и издержки трикотажного производства ниже, а условия труда значительно лучше благодаря низкому уровню шума. Поэтому производство трикотажных полотен имеет лучшие технике-экономические показатели, чем ткацкое производство.
Трикотажные машины классифицируют по принципу получения трикотажа, форме игольниц, количеству игольниц, типу вязальных игл, конструктивным особенностям, назначению и т. п.
По принципу получения трикотажа машины делятся на поперечно-вязальные (кулирные) и основовязальные. По количеству игольниц машины бывают с одной игольницей (однофонтурные) и двумя игольницами (двухфонтурные).
Конструкция рабочих органов зависит от вида полотна или изделия и процесса петлеобразования. Наиболее распространены в трикотажных машинах крючковые и язычковые иглы.
По форме игольниц машины бывают плосковязальными и круг-ловязальными. На плосковязальных машинах вырабатывают мет-ражные полотна и детали изделий. На кругловязальных машинах игольницы имеют форму цилиндра, на них вяжут полотна в виде трубки, чулочно-носочные изделия и др.
Расстояние от геометрического центра иглы до центра следующей иглы обозначается как игольный шаг вязальной машины.
Число игл на единице длины игольницы называется классом вязальной машины. Чем выше класс, тем больше игл на единицу длины, тем более тонкие должны быть иглы, тем тоньше вырабатываемое полотно.
Свойства трикотажа определяются двумя основными факторами: свойствами нитей, из которых сформирован трикотаж, и структурой трикотажа. Форма и длина нити в петле, взаимное расположение петель зависят от условий их образования на трикотажной машине. Существует большое разнообразие видов трикотажа. Но в основе процессов петлеобразования заложен единый
принцип. Для образования петли необходимо создать такое положение двух нитей, при котором одна из нитей (новая нить) протягивается сквозь петлю, образованную ранее из другой нити.
Отделка трикотажных, полотен. Снятые с трикотажных машин полотна, а также готовые изделия, отдельные детали и купоны отделывают для улучшения их внешнего вида и придания им комплекса необходимых свойств. Перед отделочными операциями полотно при необходимости подвергают штопке. Последовательность и виды применяемых отделочных операций зависят от назначения, волокнистого состава, строения нитей, структуры полотен.
Полный цикл отделки состоит из следующих операций: замачивания, промывания, отваривания, беления, стабилизации, крашения, печатания, аппретирования, ширения, декатировки, а также формования готовых изделий.
Отделочные процессы в трикотажном производстве аналогичны отделке тканей. Однако специфические свойства трикотажа, являющиеся следствием его петельной структуры (повышенная растяжимость, распускаемость и др.)., обусловливают и особенности отделочных процессов. Отделочные операции проводят при минимальном натяжении трикотажного полотна. Полотна обрабатывают не жгутом, а в расправленном виде для предотвращения заломов и морщин. Внутренняя поверхность отделочного оборудования должна быть гладкой, чтобы не образовывались затяжки, обрывы и спуски петель.
При предварительной отделке трикотажа — отваривании (бельевые полотна) или промывании (пестровязаные полотна, полотна для верхних изделий) с поверхности нитей удаляются замасливающие и парафинирующие составы, в материалах происходят релаксационные процессы. В результате отделки нити в петлях приходят в равновесное состояние, происходит выравнивание петельной структуры полотна, его усадка.
Трикотажные полотна из синтетических нитей подвергают стабилизации. Для этого на них воздействуют горячим воздухом или насыщенным паром под давлением при температурах, близких к температуре плавления полимера. При такой обработке благодаря
термопластичности волокон фиксируется форма петель и линейные размеры полотна, снимаются внутренние напряжения волокон, уменьшается сминаемость трикотажа и повышается его способность к окрашиванию.
Отделка ворсовых полотен, помимо беления, крашения, печатания, сушки, ворсования, включает в себя такие операции, как стрижка для выравнивания длины ворса, полирование поверхности ворсового слоя, его выпрямление. При полировании ворсовой покров полотна приобретает блеск, объемность, ориентацию в определенном направлении.
Полотна из текстурированных нитей отделывают для придания им высокой объемности, эластичности, формоустойчивости, несминаемо сти. С этой целью их запаривают, что придает им объемность, промывают, сушат, стабилизируют, а потом красят. Для придания высокой стойкости к стирке и химчистке полотна аппретируют, а также проводят антистатическую обработку.
Полотна, используемые для верхней одежды, а также для защиты от атмосферной влаги, подвергают водоотталкивающей отделке.
Особенности раскроя трикотажных изделий. Перед раскроем трикотажные полотна выдерживают в расправленном состоянии (отлежка) при нормальных условиях (при температуре 20 °С и относительной влажности 65%). Сроки отлежки зависят от толщины трикотажных полотен: толстые полотна выдерживают 48 ч, а тонкие — 24 ч. За это время в трикотаже происходит естественная усадка и стабилизируется структура полотна.
Повышенная растяжимость, закручиваемость краев и другие особенности обусловливают определенные трудности при выполнении операций процесса раскроя. Полотна, выработанные на плоских машинах, настилают в разворот, а полотна с круглых машин — сложенными в виде рукава. При настилании и разрезании применяют специальные зажимы по кромкам настила.
Операции соединения деталей трикотажных изделий. Для соединения деталей трикотажных изделий применяют ниточные швы. Клеевым способом пользуются при подгибке краев изделий, прикреплении аппликаций.
Ниточные швы в трикотажных изделиях должны иметь красивый внешний вид, быть прочными и эластичными, соответствовать прочности и растяжимости трикотажного полотна, не должны распускаться по срезам. Этому в наибольшей степени соответствуют швы с петельными стежками.
Для петельных стежков характерен значительный запас ниток в строчке, это обеспечивает растяжимость швов. По назначению и внешнему виду петельные стежки делят на три группы: цепные, плоские и краеобметочные.
Наиболее распространенные цепные стежки — однониточный и двухниточный. Однониточный стежок применяется на участках изделий, которые не подвергаются в процессе носки значительным растяжениям (например, планка фуфайки), а также для вышивки. Двухниточный стежок используется для соединения деталей регулярных изделий, перчаток и варежек, для вышивки. Зигзагообразные цепные стежки используют для изготовления петель, отделочной обвязки края изделия воздушными петлями (двухниточный стежок).
Плоские стежки получают на машинах с двумя, тремя, четырьмя иглами. Эти стежки характеризуются достаточной прочностью, хорошей растяжимостью, красивым внешним видом, хорошей за-стилистостью (многониточные стежки). Применяют их при выполнении плоских швов (встык, внахлест, вподгибку с открытым срезом) и в качестве отделочных.
Краеобметочные стежки наиболее распространены. Они применяются для стачивания деталей трикотажных изделий с одновременным обметыванием их срезов. Краеобметочные стежки имеют хорошую растяжимость, эластичность и обеспечивают достаточную прочность швов. Различают стачечные, оверлочные и кеттельные стежки.
Стачечные стежки применяют в основном для соединения регулярных трикотажных изделий. Оверлочными двухниточными стежками сшивают детали регулярных изделий, когда не требуется большая застилистость швов, а также подшивают края изделия. Оверлочные трех- и многониточные стежки применяют для соединения деталей трикотажных изделий с кроеными и осыпающимися
срезами. Этими стежками получают швы с застилистыми краями. Оверлейные швы с изнаночной стороны имеют утолщение (рубец). Для утонения и одновременно для упрочнения на оверлочный шов накладывают плоскую распошивальную двухигольную трехни-точную строчку.
Кеттелъные стежки применяют для соединения деталей швом «петля в петлю» (соединение с изделием воротников, манжет, беек и др.), кеттлевки мысков чулочно-носочных изделий, вырабатываемых на круглочулочных автоматах. Соединения получаются растяжимыми, прочными, без утолщений.
Края бельевых изделий отделывают ракушечным стежком, который придает им красивый внешний вид.
Челночные стежки и строчки в трикотажных изделиях используют в основном для обработки деталей и узлов, не подвергающихся растяжению в носке (обработке планок, воротников, тканых поясов, пришивка застежек-молний и др.).
Виды швов, применяемые при изготовлении трикотажных изделий, почти не отличаются от применяемых в швейном производстве.
Влажно-тепловая обработка трикотажных изделий требует особого внимания. Так, из-за особенностей структуры и упругих свойств нельзя обрабатывать трикотажные изделия при большом давлении гладильных поверхностей, иначе полотно потеряет рельефную структуру и пышность.
Операции разутюживания швов, оттягивания или сутюживания краев деталей выполняются с помощью утюгов. Трикотажные изделия несложной конструкции (майки, женские сорочки, комбинации и др.) гладят на каландрах.
Для прессования деталей регулярных и полурегулярных изделий, купонов, готовых верхних и бельевых изделий используют прессы различной конструкции. Цикл обработки изделий включает увлажнение их паром, прессование и охлаждение. Для формования применяют проволочные каркасные формы, на которые надевают изделие перед прессованием.
Формование и окончательную ВТО готовых изделий проводят в запарных камерах и на манекенах. Обработка изделий в запарных
камерах включает подогрев, пропаривание и сушку. На установке можно одновременно обрабатывать несколько изделий. Каркасные формы могут быть сменными в зависимости от фасонов, размеров и ростов изделий.
Дата добавления: 2020-03-27 ; просмотров: 466 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Отделка трикотажных изделий
ОТДЕЛКА ВЕРХНЕГО ТРИКОТАЖА
Красивый внешний вид изделий верхнего трикотажа (колористический эффект, гриф, правильная петельная структура, объемность и др.), а также сохранение этого вида и размеров изделий в носке и после стирок при эксплуатации в большой степени зависят от технологии их отделки, т. е. мокрых обработок (отварки, крашения, стирки, аппретирования) и термообработок (релаксации, стабилизации, заключительной отделки готовых изделий).
Все влажно-термические обработки трикотажа позволяют выровнить петельную структуру, повысить мягкость и объемность изделий, кроме того, облегчить их шитье, так как в этом случае увеличивается стабильность формы и размеров выкроенных деталей и ликвидируется закручивание краев и перекос их.
Следует отметить, что особенное значение влажно-термические обработки приобретают в отделке трикотажа из синтетического сырья, в том числе из высокообъемных нитей и пряжи. Например, неотделанное изделие из высокообъемной нитроновой пряжи имеет до 11 —12% остаточных деформаций, а отделанное— от 0 до 8%; неотделанное полотно из комэлана усаживается после стирок на 17—20%, а в отделанном полотне усадка не превышает 2—5%.
Наиболее целесообразной является следующая последовательность отделочных операций в производстве изделий верхнего трикотажа из крашеного сырья.
Для отделки изделий из натуральных и искусственных волокон:
1) стирка, в процессе которой полуфабрикат освобождается от загрязнений и затем аппретируется препаратами с антистатическими и предупреждающими прорубку свойствами;
2) сушка в свободном состоянии, которая способствует, как и стирка, наиболее полной усадке изделий и проявлению объемности пряжи или нити;
3) предварительное формирование, включающее пропаривание, подсушивание и охлаждение полуфабриката, в результате чего изделие расправляется и улучшается внешний вид структуры переплетения;
4) заключительная отделка, которая производится после сшивания изделия и состоит в пропаривании готового изделия на формах.
Для изделийизсинтетическихнитейипряжи все этапы до заключительной отделки аналогичны этапам отделки полуфабриката из натуральных и искусственных волокон, затем, после предварительного формирования, следует операция стабилизации, цель которой зафиксировать полученную структуру; после чего изделие пошивается и проходит заключительную отделку (пропаривание) уже в готовом виде.
Полуфабрикаты из высокообъемных капроно-ацетатных нитей стирать сразу после снятия с машин не рекомендуется, так как полотно резко теряет свою объемность. Для отделки этого вида трикотажа стирку можно не предусматривать совсем или производить ее после пропаривания полотна в процессе предварительного формирования.
В настоящее время в связи с отсутствием на предприятиях отделочного оборудования, необходимого для полного цикла отделки, используют, как правило, лишь предварительное формирование для изделий из натуральных и искусственных волокон и их смесей, а также для изделий, изготовленных из сочетания высокообъемных синтетических нитей с пряжей из натуральных и смешанных с натуральными волокон. Этот вид отделки применим и для полотен из высокообъемных нитей мэрон, поскольку процесс изготовления самой нити придает высокую формоустойчивость изделиям.
Отделка полотен, выработанных на круглых машинах, из натуральных и искусственных волокон, сочетания высоко-объемных синтетических нитей с пряжей из натуральных волокон и смешанных с натуральными, а также из нитей мэрон включает следующие операции:
1) отлежка сурового полотна «в книжке» в течение суток при нормальных атмосферных условиях (для полотна из нитей мэрон отлежка двое суток);
2) подготовка полотна к отделке, которая заключается в подборе кусков трикотажа по переплетению, ширине и толщине, пришивании к первому куску каждой партии заправочного полотна из хлопчатобумажной пряжи и сшивании последующих кусков одной партии между собой по ширине (партией считается 5—6 кусков полотна одного переплетения, ширины, толщины и цвета);
3) каландрирование полотна с пропаркой в течение двух проходов; размер ширителя каландра должен быть равен ширине полотна, сложенного трубкой, и не превышать эту величину более чем на 1 см (увеличение размера ширителя вызовет дополнительную усадку полотна в процессе раскроя и шитья трикотажных изделий).
4) отлежка отделанного полотна в книжке в течение 1—2 суток в зависимости от вида сырья.
Отделка купонов, выработанных на круглых двойных машинах из тех же видов сырья, что и полотно, состоит в следующем:
1) отлежка купонов при нормальных атмосферных условиях в течение 4 ч; сокращенный срок отлежки в данном случае допустим, так как купоны находятся в свободном состоянии уже сразу после прохода оттяжных валиков вязальной .машины и фактически срок отлежки их наступает с этого момента, в то время как полотно долго лежит накатанным в рулой и не имеет возможности изменять свои размеры;
2) запарка купонов на запарных прессах; купоны надевают па рамку ширителя по одному и укладывают на стол запарного пресса; отделка производится с предварительным пропариванием и пропариванием под прессом, после чего купоны охлаждаются; размер ширителя подбирают по ширине сурового купона с допуском ±1 см, время запаривания и давление пара зависит от вида отделываемого купона; при отделке не нарушают комплектовку купонов между собой и с прикладом, приклад (воротники, карманы, бейки и т. п.) отделывается одновременно с купонами в тех же условиях;
3) отлежка отделанных купонов и приклада в течение 5 ч.
Отделка деталей изделий, связанных на плоскофан-
говых или двойных котонных машинах, может производиться так же, как купонов, с той лишь разницей, что детали не надеваются на рамку, так как имеют плоскую форму, а укладываются на поверхность стола запарного пресса вместе с деталями комплекта. Отделывать таким образом детали изделий с одинарных котонных машин не представляется возможным из-за закручиваемости их краев. Поэтому, как отмечалось выше, суровые детали предварительно сшивают в изделия (без под-кроя горловины, пришивания воротника или беек, пуговиц и т. п.) и запаривают на специальных машинах (типа «Трикосет») надетыми на форму, после чего изделия дошивают, передают на заключительную отделку в готовом виде, сортируют, маркируют и упаковывают.
Отделка полотен из синтетических волокон, например из эластичных нитей, должна предусматривать, как уже говорилось, релаксацию структуры нитей и трикотажа, в процессе которой они освобождаются от внутренних напряжений, приобретают правильную петельную структуру, становятся мягче, эластичней. С этой целью полотна, снятые с вязальных машин, подвергают отварке в жгутовой барке. Там же после промывки полотно аппретируется для придания ему большей мягкости, упругости и устойчивости к прорубке. (Отваренное полотно окрашивается в той же барке, если оно было связано
из суровых нитей.) Вынутое из барки полотно отжимается в центрифуге, накатывается на специальной машине и высушивается в петлевой сушилке.
Для окончательной фиксации полученной после релаксации структуры трикотаж подвергается стабилизации горячим паром на стабилизационной машине. После стабилизации куски полотна проходят рассортировку и направляются для отлежки перед раскроем.
Урок в 8-м классе «Отделка вязаных изделий»
Разделы: Технология
Цели урока:
Методы обучения: информационно-сообщающий, проблемно- поисковый, инструктивно-практический.
Оснащение урока: компьютер, слайдовый проектор, слайдовая презентация, образцы отделки вязаных изделий, инструкционные карты, иглы, ножницы, пряжа, атласная лента, бисер и пайетки.
Технологическая карта урока.
№ | Этапы урока t, мин. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Ожидаемый результат. |
1. | Организационный момент. 2 мин. | Приветствие учащихся, контроль посещаемости, проверка готов-ности учащихся к уроку, сооб-щение темы урока, постановка цели и задач урока. |
Проверяет, кто из учащихся выполнил образцы платочной и чулочной вязки, просит назвать кто какой вязкой связал образцы
Актуализация знаний.
5 мин.
5 мин.
3 мин.
Ставит перед учащимися проблему — выбрать уровень выполняемой работы.
Проверяет оборудование рабочего места.
15 -20 мин.
Умение работать с инструкцион-ными картами.
Развитие внимания, аккуратности, самостоятельности
3 — 5 мин.
По окончании работы просит оценить результаты своей деятельности.
Ставит оценку за работу на уроке.
Подводит итоги урока.
1 мин.
ХОД УРОКА
Этапы урока. t, мин. | Деятельность учителя |
1. Организа-ционный момент. |
5 мин.
Получить опыт отделки вязаных изделий в ходе работы.
1. Познакомить учащихся с различными видами отделки вязаных изделий.
2. Научить выполнять отделку вязаных изделий .
3. Воспитывать аккуратность, внимательность.
4. Развивать познавательные процессы, речь, эстетический вкус, мелкую моторику рук.
5 мин.
Так называются шерстяные, полушерстяные и пуховые нити, используемые при вязании.
Шерсть ангорских коз, она длинная, тонкая, прочная, с шелковистым блеском. Натуральный цвет — чисто-белый.
Нити, смотанные в форме шара.
Единица измерения в вязании по вертикали.
Схема вязания, когда с лицевой стороны вяжутся лицевые петли, а с изнаночной — изнаночные петли.
Единица измерения в вязании по горизонтали.
Инструмент, которым вывязывают петли.
Нити, намотанные на что-нибудь, например на спинку стула.
Рисунок выполненный нитями двух и более цветов.
Текстильный материал, структура которого представляет соединённые между собой петли.
Поменяйтесь ответами для проверки с соседом, проверяем.
9-10 правильных ответов — 5 баллов,
7-8 правильных ответов — 4 балла,
5-6 правильных ответов — 3 балла.
В конце урока мы подсчитаем ваши баллы и подведем итоги урока.
5 мин.
Совершенно верно — отделкой. Именно о ней пойдет речь на нашем уроке.
Отделка — это не эстетство
И не безликий антураж,
А выразительное средство,
Что подтверждает имидж ваш.
Отделка может быть различной:
Быть постоянной, съемной быть.
И ваш костюм весьма обычный
Отделка может изменить.
Трикотажные изделия найдутся, без сомнений, в каждом гардеробе. Трикотаж моден, трикотаж удобен, трикотаж удивительно разнообразен, и поэтому одежду из трикотажного полотна с удовольствием носят и дети, и взрослые.
При этом, выбирая в магазине новую кофточку, платье, футболку или джемпер каждый покупатель обращает внимание не только на модель, цвет или фактуру. Хочется ещё, чтобы каждая вещь обладала своей изюминкой и была по-своему уникальна. Иными словами, оформление трикотажных изделий — это тоже очень важный момент.
4 сл. Обычно для отделки используются различные дополнительные материалы: вставки из меха, кожи, замши, которые отлично сочетаются с трикотажем, шнурки, ленты, тесьмы, нашивки, бусинки, пайетки и многое другое. Однако особый изыск имеет вышивка на трикотажных изделиях.
Запишите, пожалуйста, табличку себе в тетрадь.
Давайте рассмотрим некоторые виды отделки.
5-8 сл. Вязаная отделка: шнур, цветы, помпоны, кисти, бахрома :.
9 -10 сл. Украшения: кружева, тесьма, пуговицы, аппликация.
11 сл. Вышивка — выглядит всегда оригинально и очень красиво. Украсить ею можно любую деталь трикотажного изделия, но чаще вышивки размещают на груди и рукавах.
12 сл. Вышивать на трикотаже можно бисером, лентами:
13 сл Любая мастерица может самостоятельно украсить и преобразить даже самую «скучную» вещь.
14 сл. Вышивка на трикотажных изделиях выполняется достаточно легко — благодаря петельной структуре трикотажа. Вышивать по полотну можно самыми разнообразными способами: по петлям, гладью, стебельчатым швом.
3 мин.
Оборудование рабочего места.
Всегда давайте отметать мы травмы и опасности.
И в каждом деле соблюдать законы безопасности.
Рабочее место для вязания должно быть хорошо освещено. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
Понадобиться инструменты: штопальная игла, ножницы.
На рабочем месте должен быть порядок. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи.
15-20 мин.
Класс делится на три группы:
1 группа выполняет практическую работу по инструкционной карте № 1 (вышивка по заданному рисунку, используя элементарные навыки вышивания) Приложение 1.
2 группа выполняет практическую работу по инструкционным картам № 1, (вышивка рисунка по выбору — усложненный вариант вышивки. Приложение 1.
3 группа выполняет практическую работу по инструкционным картам № 1, 2, 3 (по выбору), (творческий уровень — применение других техник вышивки. Приложение 2, приложение 3.
Любой из учащихся может перейти в другую группу, т.е на другой уровень.
Учитель во время практической работы делает целевые обходы, контролируя правильность выполнения работы, соблюдение правил безопасной работы.
21 сл. Немного времени, проведенного за этим приятным занятием, и вы станете обладательницей неповторимой и единственной в своём роде вещи. Дополнительно авторскую вышивку можно украсить бусинками, стразами или пайетками.
У кого есть вопросы?
Учитель обходит рабочие места учащихся. Следит за их работой, помогая им. Проверяет насколько эффективно применение теоретически полученных знаний в трудовой деятельности учащихся. Контролирует работу, выполняемую учащимися.
3 — 5 мин.
По окончании практической работы проводится выставка выполненных образцов и выбор самых аккуратно и грамотно выполненных работ.
Самоанализ деятельности учащихся
Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, отвечая на вопросы:
— Чему новому вы научились на уроке?
— Какой способ вышивки вы выбрали и почему?
— По каким критериям оценивается качество выполненной работы?
— Оцените качество своей работы.
- оригинальность выбранного рисунка;
- правильность и аккуратность выполнения работы;
- соблюдение правил техники безопасности;
- уровень сложности работы;
Учитель, подводя итог, отмечает лучшие работы и комментирует допущенные ошибки.
Выставление отметок, их аргументация
За каждую позицию ставится не более 3 баллов,
Итого: первое задание и практическая работа — 22 балла.