Плетение кружева иглой

Список лучших мастер-классов:

Техника и секреты изготовления кружева с помощью ниток и иголок

Искусство фриволите зародилось на Древнем Востоке, когда рыбаки для создания сетей использовали различные узелки. Со временем секреты техники изготовления кружева с помощью нитки и иголки распространились по всей Европе. Сегодня этот способ кружевоплетения превратился в популярную разновидность рукоделия.

Инструменты и материалы

В древние времена в качестве исходных материалов для кружева применялись нитки, сделанные из золота и серебра. Из них изготавливали воротники и манжеты для отделки нарядов королевской знати и придворных красавиц.

В настоящее время основой для фриволите может служить хлопковая и льняная пряжа. Для того чтобы кружево получилось изящным, необходимо правильно её выбирать. Есть несколько важных моментов, заслуживающих внимания:

  • Прочность. Кружевоплетение подразумевает выполнение колец, дуг, полудуг и других элементов. Если использовать недостаточно прочный материал, он будет рваться в процессе затягивания узлов.
  • Гладкость. Следует выбирать максимально гладкие нитки без ворса. Даже самые маленькие ворсинки будут препятствовать свободному движению узлов.
  • Равномерное окрашивание. Только при использовании нитей с ровной окраской можно получить красивое изделие. Пробелы придадут готовому кружеву неаккуратный вид.

Этим характеристикам соответствует пряжа под названием ирис, часто используемая для вязания крючком. Её вполне можно выбирать и для плетения кружева.

Помимо материала, потребуется специальный набор игл и крючков. Его можно приобрести в любом магазине для рукоделия. Использовать обычные швейные иголки не рекомендуется, поскольку они очень короткие и острые. Сегодня в продаже имеются иглы из бамбука. Однако в сравнении с металлическими, их срок службы недостаточно долгий.

Плетение кружева иглой

В сегодняшнем материале я расскажу вам как плести кружева иголкой. Инструменты, которые женщины на Руси традиционно использовали для плетения кружев, были и есть крючок, спицы и коклюшки. Но это не все. Наверное, немногие женщины знают (а уж в том, что владеют этой техникой лишь единицы, мы просто уверены!), что самые нежные и изящные кружева получаются при плетении иглой. Если вы не знакомы с подобной технологией, то самое время познакомиться!

Для работы вам потребуются

обычные катушечные нитки, мулине или шелк, тонкая швейная игла (ее толщина зависит от того, какими нитками вы будете работать), а также, если вы решите, к примеру, украшать игольным кружевом носовой платочек, тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань, например, батист.

Начнем с самого простого — вывязывания основы кружева на каком-либо изделии. Например, на носовом платке.

Возьмите квадратный кусок ткани и подогните его края по периметру на 2-3 мм. Затем обвяжите петлями, которые являются основой любых кружев. Технология их выполнения представлена на рис. 1-6. Ими мы обрабатываем последовательно все 4 стороны квадрата до тех пор, пока не сомкнутся начало и конец одного и того же ряда (рис. 7).

Работу следует начать, отступив 1-2 см от угла ткани. Чтобы обвязать уголок, надо тщательно обработать края подгибки, трижды пропустив иголку в одну и ту же точку. В результате у вас получатся 3 луча, которые будут расходиться так, как показано на рис. 8.

Если вы будете обвязывать игольным кружевом воротник, то основу кружева выполняйте в одном направлении, затем изделие переверните на другую сторону и провяжите узор в обратном направлении (рис. 9) — Чередуйте направления вывязывания последующих рядов.

На фото примере вы видите кружевную сетку

Это самый простой узор, который нетрудно сделать, научившись выполнять основу. Схема вывязывания этого узора — на рис. 10.

Как закреплять нити

Понятно, что в процессе работы нить имеет обыкновение заканчиваться и, чтобы использовать новую, надо освоить закрепление нового отрезка на уже готовом узоре.

Внимательно рассмотрите рис. 11-13 — и вы поймете принцип. Для более прочного закрепления новой нити следует затянуть дополнительный узелок следующим образом.

Концы нитей сложите друг с другом и, пропустив иглу через ткань так, как показано на рис. 14, завяжите дополнительный (он по счет)’ — третий) узел.

Теперь острыми ножницами обрежьте концы обеих нитей в непосредственной близости от только что выполненного узла (рис. 15). Следующее наше занятие мы посвятим вывязыванию более сложного элемента — столбиков.

Бабушкино игольчатое кружево

Примеры узоров

Кстати, простые узоры можно составлять самостоятельно, для этого не нужны какие-то особенные знания. Простые комбинации размера и расположения воздушных петель позволят вам создавать свои авторские узоры.

Видео мастер классы

В этих видео, а здесь 32 урока, можно полистать, показана техника вязания кружев иглой. Смотрите и практикуйтесь!

Невероятно красивая техника игольного кружева. Идеи, советы и мастер класс своими руками

Тонкие и воздушные листья , вышитые как будто прямо по воздуху кажутся чем-то невероятным. Тем не менее они достаточно прочны , чтобы использоваться в скрапбукинге или для украшения одежды. Нитки не распустятся , и эта красота останется с вами надолго.

Простой секрет , позволяющий создавать невероятный рисунок.

Для проекта понадобится:

  • Нитки для вышивки;
  • острые ножницы;
  • иглы;
  • клей ( лучше для резины);
  • узор листа , распечатанные или нарисованный на бумаге

Напечатайте нужный рисунок , а затем подклейте еще несколько слоев бумаги к нему снизу. Толщина должна быть такой , чтобы лист хорошо держал швы , но был достаточно гибким. Клей мажем по краям , вдали от самого узора. Для толстой бумаги он не нужен. Нанесите основные проколы по линиям веточек до того , как приступить к вышивке.

Зафиксируйте толстую нить для декора при помощи тонкой нити и иголки. Выкладывайте узор , закрепляя его в местах прокола.

Дойдя до веточки , выложите ее , а затем вернитесь снова к стволу листка.

Прошив середину листа , нанесите отверстия на контур листка. Прошейте его по той же схеме.

После того , как контур готов , можно приступать к заполнению полотна листа.

Для этой работы нужно разделить вышивальную нить на волокна. Этой тоненькой нитью соединяем веточки между собой. В свободном пространстве , новая нитка цепляется к предыдущей , чтобы образовывалось плетение в виде сеточки.

После того , как поле листа заполнено , нужно дополнительно зафиксировать все нити. Для этого по контуру каждой веточки тонкой ниткой делают стежки в форме узелков. Все узелки на одной ветке должны быть направлены в одну сторону. Осталось обрезать тонкую нить контрастного цвета с изнаночной стороны листа.

Освобождайте каждый листочек от бумаги и белых ниток очень аккуратно. Если хотите , чтобы форма была более устойчивой , намажьте каждый лист резиновым клеем и высушите его.

Плетение фриволите при помощи иглы: схемы для начинающих

Серьги с бусинами напоминающие по форме гроздь ягод

Что может быть изящнее и элегантнее кружев? Во все времена узорчатые полотна высоко ценились, являясь привилегией королевской знати. Глядя на фантазийный ажур, невольно рождаются ассоциации с морозными узорами на окне.

Роскошь элегантных кружев переоценить невозможно, это тонкий и кропотливый труд. Звание самой простой техники плетения принадлежит фриволите иглой. Для начинающих не составит труда обучиться старинному искусству, возникшему в далеком XV столетии.

Особенности искусства

История необыкновенного направления прикладного творчества берет свое начало на Древнем Востоке. Именно таким незамысловатым узелковым способом рыбаки изготавливали свои сети. Позже искусство завоевало популярность в странах Европы, а название «фриволите» придумали модницы-француженки, от слова frivilite, что в переводе значит «пустой, невесомый».

Ажурные браслет и серьги из красной нити

В роли материалов для изготовления узорчатого гипюра использовались нити серебра и золота. Манжетами, жабо и воротничками отделывались богатые наряды королевской знати и придворных дам. Сегодня базовым материалом могут являться простые нити хлопка или льна. Такие изделия не менее роскошно украсят модные наряды и аксессуары. Искусство фриволите часто используется в создании коллекций оригинальной бижутерии.

С чего начать обучение

Для того чтобы освоить старинное рукоделие, потребуется фантазия, желание творить, а также немного «азбуки»:

  • Выбор сырья. Для изготовления роскошных в своей красоте полотен понадобится пряжа. Такой вид творчества не только красив, но и экономичен. Пряжа может быть выбрана в любой ценовой категории, основной критерий — прочность, высокое качество ниток. Это могут быть простейшие хлопковые нитки, шерсть, льняная или шелковая пряжа.
  • Выбор инструментов. Для начала понадобится минимальный набор. У каждой мастерицы в сундучке найдутся всевозможные крючки, иголки, а челнок можно сделать своими руками.

Материалы и инструменты

  • Базовые схемы. Они помогут новичкам изготовить кружево поэтапно, соблюдая основные правила.

Подготовив арсенал для плетения фриволите, можно смело приступать к работе. Не сомневайтесь, процесс захватит с головой, увлекая в необыкновенный мир творчества.

Альтернативный способ

Классическое исполнение в технике фриволите — это плетение при помощи челнока. Он представляет собой простейший лепестковый прибор, который можно купить в магазинах фурнитуры, а можно изготовить самостоятельно. Что делать, если желание приступить к процессу немедленно так велико, что нет времени купить или изготовить челнок? Альтернатива есть — плетение фриволите на игле.

Украшения в технике фриволите

Для осуществления творческих планов достаточно иметь под рукой простейший набор:

  1. Пряжа (ирис, акрил или хлопок).
  2. Игла (специальная или швейная, но максимально толстая и длинная).
  3. Тонкий крючок для вязания.
  4. Ножницы.

Вид готового изделия, выполненного иглой, невозможно отличить от кружев, связанных в традиционной технике. Рукодельницы, испробовав оба метода, часто останавливаются именно на игле, считая ее более удобной и простой в исполнении.

Особенности выбора ниток

Кружево можно сплести из любых ниток, все дело в умении, фантазии, предпочтениях. Но есть два требования, которые при подборе пряжи должны соблюдаться неукоснительно.

Чтобы украшение получилось аккуратным и красивым, нужно подобрать правильные нитки

Во-первых, высокие показатели прочности. При затягивании элементов, таких как кольца, дуги или полудуги, на нить ложится большая нагрузка на разрыв при затягивании узлов. Во-вторых, она должна быть крученой, с гладкой, равномерно окрашенной поверхностью. Ворс мешает узлам двигаться свободно. Подвязывание — обязательная составляющая процесса, ведь они могут невзначай оборваться при сильном натяжении или же попросту закончиться. Чтобы подвязать нить, продолжая плетение, узелок должен быть максимально незаметным, чтобы не нарушить магию утонченности, особого изящества полотна. Наиболее популярный прием следующий: соединяем кончики старой нитки и новой, проворачивая их таким образом, чтобы образовалась петелька. Пока узелок не затянут, в него вводится игла, которая подвигает его вплотную к кружеву.

Нитки для фриволите

Базовый набор элементов

Уникальность старинного искусства заключается в возможности комбинирования с другими техниками рукоделия. Узоры можно дополнить макраме, бисероплетением, вязанием спицами, крючком, ткачеством или вышивкой. Основной элемент — это узлы. Их существует множество, новичкам поможет подробный мастер класс. Освоив выполнение простых элементов, которые в плетении образуют ажурные рисунки, можно создать невероятный по красоте шедевр прикладного искусства.

Вязанные серьги в технике фриволите

Первое, что необходимо для успешного процесса плетения — это научиться читать схемы. Это главные «помощницы» для создания бижутерии, воротничков, манжеток.

Кружево иглой вяжется достаточно быстро. Опытной мастерице понадобится не более часа, чтобы изготовить кружевной браслет или колье. Основные типы узлов следующие:

  • Прямые и обратные. В сочетании они образуют плоский двойной узел.
  • Геракловы узлы. Они позволяют соединить оборвавшиеся нити или плести кружево одновременно из нескольких цветов.
  • Пико. Это изящный декоративный элемент, которые позволяет соединить сразу несколько отдельных мотивов.
  • Кольцо. Название плетения в итальянской интерпретации звучит как occhi, что в переводе означает «глаз». Именно утонченная «дырявость» добавляет изделию нот воздушности и утонченности.
  • Дуги. Незамкнутые кольца могут стать завершающим штрихом изделий.

Освоив технологию создания узлов, можно вязать элегантные и оригинальные аксессуары, способные украсят любой модный образ.

Фриволите иглой, двойной узел фриволите, пико, кольцо и дугу

Правила завязывания

С помощью иглы можно создавать воздушные и нежные гипюры. Такая технология используется для создания бижутерии, салфеток, всевозможных элементов для отделки нарядов. Работа крайне кропотливая, поэтому мастерицы редко используют такой способ для создания покрывал, занавесок или скатертей.

Комплект украшений из ниток

Далее расскажем как вязать узлы:

  1. Конец пряжи закрепляем между большими и указательными пальцами.
  2. Оставшаяся часть нити обвивается вокруг остальных трех пальцев, набрасывается, словно петля.
  3. Далее, нить возвращаем снова к большому и указательному пальцу, образовав кольцо.
  4. Игла проводится через колечко, инструмент движется в направлении снизу-вверх.
  5. Средний палец складывается пополам, нить кольца немного ослаблена, в результате на нити образуется первый узелок.
  6. Элемент зажимаем между большим и указательным пальцем левой руки, выполняем зеркальные действия, инструмент теперь движется в обратном направлении сверху-вниз.

Таким образом, выполняя заданное количество узлов по схеме, протягиваем нить и вяжем до тех пор, пока не образуется кольцо.

Важно! Главное преимущество вязания иглой — это возможность сделать узлы одинаковыми, а значит, работы имеет более аккуратный и изящный вид.

Несколько секретов

Успех любого рукоделия и эстетика изделия зависит от множества нюансов. Это качество материалов, правильный подбор инструментов, умение читать схемы и понимать специфику мастер-классов. Одним из основных секретов является умение добавить в процессе новую нить и замаскировать концы.

Эстетические сережки с бисером и камнями

Как это сделать?

  • Если закончилась нить, отрезаем от клубка новую и затягиваем ее в иглу, протягивая через последний двойной узелок.
  • Нитка тянется до тех пор, пока не останется небольшой «хвостик» в пару сантиметров. Завязывается узел рядом с двойным узелком.
  • Далее продолжаем вязать, оставив немного свободной нити.
  • Чтобы конец аккуратно спрятать, необходимо его заправить отдельно в иглу и протянуть сквозь несколько узелков, а после осторожно обрезать. Осваивая технику фриволите для начинающих, часто возникает вопрос роспуска элементов. Узлы легко распускаются в дуге, а вот в кольце это сделать гораздо сложнее.

Как спрятать конец нити в конце плетения

Техника примечательна тем, что ее легко освоить, а процесс захватывает с головой. Нужно научиться читать схемы, считать узлы и выбирать материалы. После приобретения базовых навыков можно поэкспериментировать, искусно вплетая бусины или бисер, комбинируя несколько техник рукоделия. Многие рукодельницы настолько увлекаются, что простое хобби превращается в прибыльный бизнес. Немного опыта и сноровки, а в награду мастерице станут невероятной красоты и роскоши кружева, достойные королевы.

Интересный мастер-класс с фото и видео:  Открытка овечка своими руками

Метки

Рубрики

  • вязаные игрушки (384)
  • мои переводы (69)
  • мои описания (6)
  • вязаные «безделушки» (204)
  • кулинария (186)
  • вязание крючком (180)
  • мастер-класс (130)
  • шитьё и крой (120)
  • вязание спицами (114)
  • идеи (111)
  • домашний уют (108)
  • кулинарное рукоделие (101)
  • вышивка (72)
  • очумелые ручки (66)
  • бумага (65)
  • вязание детям (61)
  • амигуруми (58)
  • пэчворк (46)
  • это интересно (40)
  • сшитые игрушки (35)
  • вязаные миниатюры (32)
  • кружева (28)
  • хозяйке на заметку (28)
  • дневник (27)
  • плетение (25)
  • стиль и красота (22)
  • фетр в рукоделии (21)
  • галерея моих работ (15)
  • игрушки (5)
  • куклы (5)
  • разное (3)
  • украшения (1)
  • японское рукоделие (15)
  • юмор (11)
  • стёжка (9)
  • мои фото (6)
  • кулинарные путешествия (4)
  • декупаж (4)

Я — фотограф

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Делаем кружева иголкой. Палестинское кружево.

Понедельник, 16 Августа 2010 г. 06:21 + в цитатник

Самая малость теории.

В самом простейшем виде палестинское кружево (=ПК) — это диагональная сетка, образованная рядами нитяных дуг. Оно выполняется от края наружу (или от центра наружу, если это круглая работа). Дуги прикрепляются к дугам предыдущего ряда с помощью узелков. Работа может переворачиваться в каждом ряду (как вязание спицами), но может выполняться и только по одной стороне.

При этом одна дуга — это как бы 2 стороны квадратика сетки. Такую дугу я назову просто дуга. Дуга может быть длинной, как бы 3 стороны квадратика — назову дуга 3/4. Или короткой — 1 сторона квадратика, это дуга 1/4.

При плетении полоски началом, куда прикрепляется первый ряд дуг, может служить:
1.Двойная или тройная длинная нитка.
2.Край материи.
3.Ленточка.

Для первых проб возьмём заглаженный по долевой кусочек ткани.

Иголку надо толстую, такую, которую удобно держать в пальцах. Вышивальная хороша тем, что не колется. Единственно, для первого ряда на ткани нужна иголка с острым концом, чб.хорошо прокалывала ткань. А потом можно поменять на вышивальную.

Нитки — х/б №10.
Условие — нитки должны хорошо держать туго затянутый узелок. Поэтому грубо скрученные (снежинка) или очень скользкие (шёлк) — это уже для хорошо набитой руки.

Вдеваем длинную нитку ( я вдеваю где-то см 120) и учимся делать узелки. Они бывают правые и левые. При исполнении правых продвигаемся слева направо, для левых наоборот.

Прикладываем кончик нити к краю ткани и делаем первый узелок. Для этого закидываем большую петлю справа налево, вкалываем иголку сверху вниз в ткань и продеваем снизу вверх в петлю.

После этого начинаем затягивать правый узелок.
Обратите внимание, как держатся в пальцах иголка и нитка при затягивании узелка. Это связано с тем, что узелок затягивается очень туго, и если держать иголку по-обычному, то нитка в ушке может порваться. Поэтому держу по-особому, и при затягивании узелка нитка опирается не на ушко, а на пальцы.

Затягиваем постепенно узелок. Сперва нитку тянем по диагонали направо.

А потом вертикально вверх, натягивая её очень сильно. Вот так лежит нитка на правой руке при затягивании узелка.

Теперь можно потренироваться и сделать ряд последовательных узелков, оставляя между ними небольшие отрезочки нитки ( делаем их неплотно). Расстояние от узелка до узелка мб. различным, это зависит от толщины ниток. Здесь у меня 5 мм, это у меня получается на полном автомате.

Теперь попробуем оставлять между узелками не просто отрезочки ниток, а дуги. Для этого при затягивании узелка придержим левой рукой небольшую петельку. Размер этой петельки должен быть таким, чтобы она не была вялой. слишком длинной под шаг 5 мм и номер ниток. сами разберётесь, когда дойдёте до этого места.

Ну а теперь осталось сделать целый ряд таких петелек — и первое ваше палестинское кружево готово!
Скажете, просто?
Но ведь уже красиво! По краю манжеты, воротника, планки, рюши. это уже настоящее кружевцо. Ручная работа!


Здесь две ремарки.

Надо ли стремиться сделать дуги абсолютно одинаковыми?
Надо, но без фанатизма. А то работа утеряет ручной характер, станет как машинное вязанье.

Что делать, если произошла ошибка и надо отыграть назад?
Развязать узелок иголкой.

Теперь второй ряд.
Для этого нужно подняться наверх крайней дужки.
Сделаем это с помощью дуги 1/4 и левого узелка. Напомню, что до этого все узелки были правые.

Закинем петлю слева направо. Проведём иглу в дугу 1 ряда сверху вниз и в петлю снизу вверх. Затянем узелок, оставляя коротенькую дужку. Для тренировки сделаем ещё одну дугу. Левыми узелками подряд я обычно не шью, они нужны, в основном,для узоров. Поэтому переворачиваю работу и делаю второй ряд правыми узелками. Иголку я поменяла на вышивальную с тупым концом.





И вот уже кружевцо из двух рядов. Простенько, но так прелестно.
Из-за туго затянутых узелков ПК имеет весьма устойчивую и прочную структуру.


Перейдём в третий ряд. На этот раз сразу повернём работу и сделаем подъём правым узелком и дугой 3/4, оставляя петельку подлиннее.

И попробуем выполнить простой, но очень красивенький узор, который я называю уголочки.

Вот схема этого узора.
Уголочки могут быть разного размера, но первый ряд всегда начинается с нечётного числа дуг. Я начну с 5 дуг. Поворотную дугу 3/4 не считаем.

5 дуг — поворот — дуга 3/4
4 дуги — поворот — дуга 3/4
3 дуги — поворот — дуга 3/4
2 дуги — поворот — дуга 3/4
1 дуга — поворот — дуга 3/4




После этого делаем кончик уголочка.
Поворот -дуга 3/4 — ещё одна дуга 3/4 в эту же петлю.

И затем спускаемся вниз по косой стороне, чередуя дугу 1/4 и дугу 3/4, пока не придём к ряду основания.
Следующий уголок сделаем не впритык, для этого ещё одна короткая дужка, а потом начинаем повтор.



Правда, прелесть?:) У меня такой уголок выходит где-то за 2,5 минуты. Его погонная длина где-то 3,5 см.

А вот так, когда уголков уже много.


Важная ремарка.
Всё хорошее когда-то кончается, втч. и нитка:). Как прицепляется новая нитка в ПК?

Вот картинка.
Берём новую длинную нитку, подкладываем её к дуге основы и прикрепляем рабочей ниткой очередную дугу узелком, захватывая новую нить.

После этого короткую нитку вынимаем из иголки, вставляем длинную (кот. уже привязана к дуге) и делаем ещё один узелок в ту же дугу уже длинной ниткой, захватывая как дугу основы, так и остаток короткой нитки. После этого хвостики обрезаем и плетём дальше. На месте соединения получается двойной узелок.

Вязание (плетение) кружев крючком и иголкой

Вязание (плетение) кружев крючком и иголкой

Линда » 23 окт 2015, 01:31

Вязание кружевных изделий крючком — старинный вид рукоделия, невероятно популярный как во времена своего зарождения, так и в наши дни. Узоров и схем за всю историю его существования создано великое множество. От простейших мотивов, салфеток и кружевных обвязок, на которых осваивают азы вязания крючком, до настоящих шедевров. Многие из этих узоров так изначально и создавались — для крючка. А я хочу подробнее остановиться на другой теме — на имитации. Ведь при помощи крючка можно создать изумительные вещи, имитирующие знаменитые образцы традиционных кружев. Кстати, мегапопулярное ирландское кружево — это ведь тоже имитация. Ирландские мастерицы при помощи крючка воссоздавали сложнейшие узоры итальянских кружев, созданных в невероятно трудоемкой игольной технике. Крючком работа продвигалась намного быстрее — роскошные кружевные вещи стали гораздо более доступными по цене. Любопытный факт: в 19 веке, во времена расцвета ирландского кружевного промысла, вязали в основном по принципу «конвейера»: каждая вязальщица специализировалась на одном определенном мотиве. А самые опытные мастерицы собирали их в кружевное полотно. Схем ирландского кружева и его мотивов очень много, в Сети их найти нетрудно (если интересно — в следующий раз могу выложить небольшой мастер-класс). А сейчас я расскажу об имитации крючком менее распространенных кружев.

Начну, пожалуй, с самого известного кружева — вологодского. Предтечей его считают фламандское (брюггское) коклюшечное кружево, очень похожее по технике. А вологодский кружевной промысел восходит к концу XVIII — началу XIX века. Крепостные из помещичьих мастерских, подражая европейским мастерам, плели великолепные тончайшие кружева для отделки роскошных нарядов и белья. И вскоре знаменитые вологодские кружева «затмили» по своей известности своих предшественников.

Шнурковое румынское кружево не так известно, как вологодское или фламандское, но не менее эффектно. Узоры выкладываются из шнурка, а затем соединяются различными перетяжками и переплетениями при помощи иголки.

Челночное кружево фриволите — довольно распространенный и популярный вид рукоделия. Но если нет желания осваивать работу с челноком, вполне можно связать крючком очень красивую имитацию фриволите.
Техники разные. Наиболее близкая к «оригиналу» — использование приемов вязания длинным крючком.

Иголка и Кружево, или Что можно сделать из воздуха?

— Кому нужны эти кружева иголкой! — вопили мы с сестренками, когда бабушка усаживала нас за рукоделие. И сколько раз потом я жалела, что не научилась многому из бабушкиных ремесел. В частности, плетению кружева иголкой. Принцип знаю, даже несколько вещичек когда-то делала, но сноровки большой нет.

Это тоже воздушное кружево, еще легче и изящнее, чем связанное крючком. Про него, кстати, говорят одновременно по-разному: и шитое, и плетеное, и даже — вязаное. При работе пытаюсь определить, как сказать правильнее.

Для этого вида рукоделия, кроме ниток — куда без ниток! — нужны ткань и иголка. Значит, шить будем! Кружево иголкой в основном применялось как отделка — для салфеток, воротничков, платочков. В первую очередь требуется обшить края. Вводить иголку надо ровненько по одной полоске, по одной ниточке. Помню, хитрили мы: выдергивали ниточку — как для мережки. И конечно, очень ровно все получалось! Но бабушка это пресекла на корню — не положено! Следите за ниткой глазом! Легко сказать…

Старшая сестра придумала: не выдергивать нитку совсем, а немного стронуть ее с места. Текстура ткани нарушается, и остается чуть приметная бороздка. Далее будем слегка подворачивать ткань в рулик от себя и обшивать его. Обшивать не кое-как, а «восьмеркой». Этот способ женщинам знаком: надо прижать иглу к ткани левой рукой, нить от работы положить поверх иглы, правой взять нить недалеко от ушка и обогнуть иглу снизу справа налево. Труднее другое: вытягивать иголку из ткани и затягивать «восьмерку» надо аккуратно, чтобы она не закручивалась до того самого момента, пока не превратится в узелок.

Вы замечали, наверное, как легко сворачиваются в различные формы — просто, как змейки! — и путаются шелковые нити. Вот почему кружево иголкой делали из хлопчатобумажных ниток. И один из элементов — узелок — на шелке не получится не только у меня, но и у опытной кружевницы, обязательно распустится. На хлопке — наоборот: его ни за что не развяжешь потом.

Когда я решила восстановить в памяти этот вид рукоделия, кусок ткани просто обработала оверлоком — так удобнее дальше действовать. Бабушка мне бы этого не простила: какое же это ручное кружево! Как и при других видах работы иголкой, длина нити должна быть умеренной — сантиметров примерно восемьдесят. Кстати, тех девушек, которые при шитье или вышивании вдевали непомерно длинные нити, осуждали как неумех. Ведь запутаются же!

Наставницы раздавали нам прямоугольные или квадратные лоскутки ткани и не говорили, откуда начинать работу. И как хвалили тех, кто сам додумывался от уголка плясать — проще рисунок рассчитать. Что за рисунок? А после того, как прошли первый ряд, начинаем выполнять основной прием — маленькие петельки с оплеткой. Кстати, не знаю почему, но работу надо вести слева направо. Иголкой чаще шьют в обратном направлении…

Если не рассматривать кружево близко и пристально, люди считают, что оно связано крючком. Кружево иголкой — не такой уж распространенный вид рукоделия, а сейчас так и вообще его относят к забытым ремеслам. Хотя на рукодельных сайтах название мелькает, но там принцип действия немного другой. Конечно, сменилась терминология. Наверное, бабушки сами придумывали названия элементов: зубчики, жучки, а то и просто — узор «раз», узор «три»…

Плетеным это кружево, скорее всего, называется по принципу манипулирования иглой. Сначала делаются дуги, а потом иголка оплетает их ниткой. Кроме каймы к платочку, блузке, — а мы еще и ленты для кос украшали таким кружевом — иглой шили-вязали-плели салфетки, воротнички как самостоятельные изделия. Но эту часть программы я уже не проходила. Бабушка достала! Обнаружив ошибку или неопрятность какую, она молча вручала другой лоскуток.

Понятно: это не вязание крючком или спицами, ведь все эти жучки-паучки закрепляются узелками, которые вовек не распустишь. Только ножницы! Или новый кусок ткани. Да и не нравились мне вещи, целиком выполненные иголкой. Кайма по краю, особенно платочка, выглядела привлекательно. Очень нарядными от таких кружавчиков становились ленты, точнее, та часть их, которая завязывалась в банты. Все спрашивали: где купили? Единственный недостаток — нитки для отделки были толще. А крючком можно было ленту обвязать ниточкой из ленты же — очень нежно и нарядно выглядело! А если еще слегка подкрахмалить готовое изделие…

Кроме кружева, которое делалось по краю изделия и называлось кромочным, существовало и вставное игольное кружево. Опять-таки не берусь утверждать, как его называть правильно, потому что слышала еще название прорезное и даже пустынное, или пустышное — это, скорее, местные названия. Вот эта разновидность плетения кружева девочкам-подросткам была больше по душе.

В ткани делается вырезка, чаще всего прямоугольной формы. По уголкам — маленькие надрезы, и ткань подворачивается в рулик, обшивается, как сказано выше. Затем с одного «берега» на другой перекидывается нить и обметывается, хорошеет, превращаясь в бриду. Сочетание по-разному оформленных брид создает рисунок. Иногда края прорези закрываются тесьмой — готовой или связанной крючком. Такими вставками можно украшать блузки, скатерти, салфетки. Этот вид игольного кружева местами бытует и сегодня.

Игольное кружево — стежки в воздухе — тоже очень удобный вид рукоделия: иголка вообще места не занимает… В городе Мастеров на каком-то празднике года три назад видела бабусю, которая ловко плела кружево иголкой. По-моему, вся женская часть публики вокруг нее собралась — необычно, красиво! Когда-то рядом жила семья, в которой муж был лесником, ему приходилось много ходить. Интересно штопала ему жена носки: прокладывала толстую нить от края до края дырки, потом оплетала ее иголкой, рядом протягивала другую и при оплете ее прихватывала первую. По технике это было кружево иголкой, но уже не воздушное, а наоборот, плотное и крепкое.

Интересный мастер-класс с фото и видео:  Пэчворк коврики своими руками

Кружево иголкой не получило большого распространения, и сейчас редко кто из мастериц его делает, разве что гурманы от рукоделия. Работа эта была не то чтобы трудной, но кропотливой, дело подвигалось не так быстро, как, например, в вязании крючком или в плетении коклюшками. И самое главное — невозможность исправить ошибку так же легко, как в других видах рукоделия, вызывала нервозность. Посему молодежь и не хотела перенимать это искусство у старших женщин. Кстати сказать, шитье кружева иглой не входило в список обязательных умений девушки-невесты, как, например, вязание подзорников и боковушек — крючком, или носков, варежек — спицами.

В литературе можно встретить, что в прошлые века во многих странах шитье кружева иголкой было очень распространено. Должна предупредить, что речь о совсем другом роде прикладного искусства, и по виду оно представляет собой гипюрное кружево — вышивка по полотну. Это уже не воздушное, а накладное кружево, более плотное, утолщенное.

Возможно, когда-нибудь заскучает мир от красивых, но не таких душевных, как бабушкино рукоделие, вещей, и модельеры снова откроют старые сундуки…

Фриволите иглой для начинающих , схемы и видео

Фриволите иглой выполняется тоненькой, почти воздушной нитью, и во все времена ценятся эти кружевные изделия. Девушка, одетая в одежду из кружева, выглядит женственно и утонченно, привлекает внимание окружающих. В последнее время ручная работа для начинающих рукодельниц стала не только хобби но хорошо оплачиваемый труд, потому как вещи hand made достаточно интересны и высоко оцениваются телевизионными ведущими, актрисами и другими знаменитостями.

Все чаще можно встретить современных модниц в замечательном ажурном платье или нарядном вязаном костюме. Эти вещи создаются руками профессиональных рукодельниц, которые не жалея времени и сил, работают над произведением экстраординарного и неповторимого творения. Зато результат, как всегда, превосходит все ожидания – получается шедевр.

Чтобы создавать уникальные гипюрные вещи, нужно иметь большое желание творить и усидчивость, так как работа в этой технике кропотливая. Фриволите—метод плетения кружева руками с помощью специальных инструментов: челноков либо длинной иглы с тупым кончиком и узким глазком. Ажур используется для декора разных предметов одежды, скатертей и покрывал.

Начинать учиться плести лучше с мелких композиций, например, из украшений:

В статье речь пойдёт, как вязать, состоящей из трёх основных элементов:

Научившись плести названные мотивы, любая начинающая рукодельница сможет изготавливать шикарные вещи, удивляя неповторимыми орнаментами.

Рабочий материал

Прежде, чем начать работу, нужно подготовить материал, который понадобится в процессе:

  • длинная иголка с узким ушком
  • прочная и скользящая пряжа

  • тонкий вязальный крючок

Подготовившись, можно приступать к ознакомлению с пошаговым мастер-классом.

Двойной узел (ДУ)

Он присутствует во всех гипюрных композициях, созданных собственноручно.

Таким образом, мы получили первый полуузел.

Рабочая ниточка (та, что идет от клубка) накидывается на указательный перст, иголка, направляясь на себя, поддевает волокно и затягивается.

Иллюстрация Пошаговая инструкция
Заправляем нитку в иголку, оставляя конец тридцать пять, сантиметров.
Берем её в правую руку, а на двух перстах левой кисти растягиваем нитку, зафиксировав ее мизинцем и безымянным пальцами.
Нижнюю нить, распложенную на большом пальце левой кисти, поддеваем иголкой, подымаемся, захватывая верхнее волокно, подтягиваем и закручиваем.
Мы получили второй.
Два полуузла формируют один двойной.

Чтобы дойти до автоматизма в плетении, надо немного потренироваться – и всё получится.

Еще одним распространённым фрагментом в необычном плетении является пико. Оно используется для соединений мотивов между собой и крепления бусинок.

Рассмотрим пошаговую инструкцию. Набираем на иголочку четыре ДУ.

Вяжем следующий полный, но не приближаем его к связанным петлям.

Фиксируем узелок на расстоянии шести миллиметров.

Пальцем пододвигаем миниатюрную петличку к уже готовым узелкам.

Все украшения, сплетённые выше описанным, приёмом, в основе своей имеют кроме полных У и П, ещё и кольца.

Попробуем сплести с помощью иголки и нитки оригинальные колечки. Набираем восемь ДУ, одно П и ещё четыре полных У.

Все набранные узелки спускаются вниз по инструменту, их мы придерживаем пучками пальцев. Дальше протягиваем по пряже, но не доходим до конца.

Потихоньку протягиваем волокно, на краю образуется большая петличка.

Через неё запускаем иглу.

Теперь хорошо затягиваем, придерживая нитку и связанный фрагмент перстами.

Удерживая, завязываем узел.

Положив сверху на руку готовый кружочек, аккуратно нажимаем на него, заглаживая иголочкой.

Вот и готов очередной элемент столь неординарного вязания. Далее мы с вами будем учиться соединять между собой мотивы. Для этого нужно сплести четыре ДУ.

Уложив на кисть левой руки так, чтобы П было развернуто от мастера, берем вязальный крючок.

Инструмент запускаем в П и протянув ведущую нитку, помещаем её на иголке.

Смотрите на фото, иллюстрирующее пошаговый процесс соединения. По иллюстрациям все понятно и отлично видно, как и что делать.

Таким приемом, мы с вами сумели соединить два фрагмента:

Далее три раза по 4ДУ между ними ввязываем П. Всего на иголочке образовалось шестнадцать петель.

Тихонько опускаем готовые образования с иголочки, протягивая нить и замыкая мотив в колечко.

Далее плетем второе по такому же принципу.

Стягиваем и фиксируем, завязав узелочек.

Из простых деталей получился трилистник с одинаковыми боковыми частями и немного большей центральной.

Еще один применяемый в плетении – дуга.Чтобы создать арку, соединяющую, например, трилистники, нужно сплести шестнадцать ДУ.

Не соединяя петли в круг, спускаем их с иголки. Конец фиксируется обычным завязанным образованием.

Плотно прижимаем узел сплетенной арки иголкой, и набираем 4 ДУ.

Производим соединение через П уже знакомым нам приёмом.

Далее два раза по 4 ДУ между ними П, замыкая кружок. Мы связали еще один листочек следующего трилистника. Данным методом можно плести дальше, и у нас получится необычное колье.

Овладев описанным искусством плетения, начинающие рукодельницы смогут создавать уникальные украшения: серьги, колье, браслетики. Если их украсить камнями, они станут выглядеть гораздо богаче и привлекательнее. С изученных фрагментов можно создавать воротнички, которые украсят любое, самое невзрачное, платье. А набравшись больше опыта, можно будет связать обворожительную кружевную одежду, которая привлечет внимание окружающих, которые будут восхищаться тонкой, скрупулезной работой уже опытной мастерицы.

Делаем кружева иголкой. Палестинское кружево. Продолжение.

6.Диагональ.

Начну снова кружевцо, на этот раз на узенькой атласной ленточке шириной 7 мм.
Кончики срежу наискосок и макну в клей ПВА.
Первый ряд — столбики, элемент №7.
Второй ряд — обычные дуги.

Сделаю ещё один ряд дуг.
Так как дуги имеют длину полукруга, что больше исходного края, то край кружева расфалдится — получится маленький рюш.

Возможно, он (рюш) нам нужен, те. мы хотим и дальше плести кружево с рюшью. А если нет — то можно вернуть всё на плоскость с помощью диагонали.
Диагональ — это укороченная (вместо обычной) дуга, проходящая как бы по диагонали квадратика сетки из простых дуг. Длина её выбирается по ходу плетения, так чтобы слегка стянуть сетку и чтобы пропала фалда по краю. Вот картиночки.

Итак, всё вернулось на круги своя, и краюшек кружева перестал фалдить.

Из элементов ПК я уже представила вам:

1.Правый узелок
2.Левый узелок
3.Дуга
4.Дуга 3/4
5.Дуга 1/4 (см. пост. .ru/users/helen1/post132617987/ дополнен и отредактирован)

Попробуем продвинуться дальше. А дальше будет. седьмой элемент, он же

Выполнять столбики я буду также на крае ткани.
Для одного столбика нужно сделать 2 узелка: сперва правый, потом левый. Поэтому при этом плетении рабочая нитка практически не закручивается (см. моё пояснение о закручивании для Дилетант). Вот столбики на крае ткани, они же крупнее.

Вот так это выглядело бы в изделии — манжетка, край рукава.

При исполнении столбиков длина верхнего края кружевца практически равна длине основы (в д.сл. ткани), поэтому это кружевцо не фалдит по краю, в отличие от дуг. Вот как оно делается.

а) Делаю обычную дугу правым узелком.
Здесь на фотах я показываю, что если рабочая нитка очень длинная и её неудобно тянуть от иголки (типа рук не хватает или длинная нитка плохо слушается), то просто берёмся за рабочую нитку пальчиками недалеко от узелка и затягиваем его именно пальцами. Иголку при этом можно не выпускать из ручки.

б)Теперь обратный ход.
Левым узелком делаю дугу 1/4 на только что сделанную обычную дугу. Как бы возвращаюсь назад наверх дуги.

Дальше цикл повторяется.
Даже один ряд — уже вполне приятненькая отделка, правда?

Ряд таких столбиков — довольно жёсткая структура. Поэтому если планируется широкое кружево, то обычно его удобно начать именно с такого ряда.

По этому же принципу прямого и обратного хода — следующий элементик, более затейливый. Назову его.

Вот как это будет выглядеть в готовом виде.

А вот и последовательность выполнения крестиков. Переходим во второй ряд.

а)Делаю один столбик. Он должен быть довольно высоким, где-то 10-12 мм.

б) Делаю дугу с правым узелком для второго столбика.

в)Возвращаюсь назад дугой на 1/4 с левым узелком. Этот узелок вяжу, захватив весь первый столбик и дугу второго столбика, те. на 3-х нитках.

На фотах видно два момента. Я затягиваю узелок пальцами. Во-вторых — этот узелок затягивается не туго, иначе ножки крестика сильно затянутся и будет не так красиво.

в)После этого ещё один обратный ход на дугу второго столбика, делаем маленькую дугу 1/4 и тугой левый узелок — крестик готов.

Сделаю целый ряд таких крестиков. И перейду в 3-й ряд.
Для отдыха пусть там будет что-нибудь попроще. уже известное. скажем, ряд обычных правых дуг. Вот так.

На ручке тоже прелестно!

А если сделать ещё один ряд правых дуг? Тоже красиво, но тогда самый краюшек кружева будет слегка фалдить — другой эффект.

Веер плетётся на основе ряда обычных дуг. Сплету 2 ряда дуг и начну этот элемент.

На моей полосочке будет несколько вееров. Веера могут быть побольше и поменьше. Начало веера располагается в одной дуге. Чтобы получить большой веер, нужно взять большие промежутки между началами. А для маленького — маленькие. Скажем, я для образца беру промежуток в 6 дуг между началами вееров — такие веера получатся довольно большими.

Сам веер образуется столбиками.
Но за счёт вплетания столбиков в сетку из дуг, количество столбиков в каждом следующем ряду увеличивается и они веерообразно расходятся из начала. Вот как это всё выглядит.

3 ряд. Начало веера.
4 дуги от края, 5-ая будет началом веера. На ней я выполняю 3 столбика. После трёх столбиков — коротенькая дужка в следующую дугу основы — начало веера положено.

При этом надо оставлять такие промежутки нитки между столбиками, чтобы верхний полукруг веера на затягивал кружево и не особо фалдил. Это уже глазомер, пальцемер и опыт.

После начала веера плетём снова дуги в количестве 6 ( больше-меньше от желания). И так до конца полосочки. Кстати, и 3 столбика в дугу для начала веера — это по желанию. Их может быть и 2, и 4.

4 ряд.
На дугах плетём дуги ( в этом ряду по 5 между веерами), а на веере — столбики. Вот так.

Как правило, при плетении больших вееров наступает момент, когда отрезки ниток между столбиками в веере становятся слишком длинными, начинают слегка провисать. Эта проблема решается добавлением столбиков в веер, те. на дужке предыдущего ряда плетётся не один столбик, а сразу 2. Сколько добавлять и когда? — это решаем по ходу, следя, чтобы структура кружевца не получалась слишком рыхлой.

Здесь я делаю такое добавление в 5 ряду.
На средней дужке веера плету 2 столбика вместо одного.
Так на каждом веере, а между ними по 4 обычных дуги.

Принцип понятен, продолжаю следующие ряды.

6 ряд.
Столбики веера и 3 дуги между.

7 ряд.
Столбики веера и 2 дуги между.

8 ряд.
Столбики веера и 1 дуга между. Но тут снова добавляю в серединке веера 2 столбика вместо одного, чтобы слегка уплотнить кружевцо.

И наконец,
9 ряд.
Веера сомкнулись. Только столбики без дуг между. Вот оно и кружевцо!

За счёт дополнительных столбиков в веерах это кружевцо слегка фалдит и имеет вид кружевного рюша. Маленькая примерка

Край у моего кружева образован одной ниткой — это промежуточки между столбиками. Поэтому он мягкий, вяловатый. Можно его подзакрепить, используя простенький элемент №10.

Это я так называю по форме узорчика, похожей на длинную рисинку.
На самом деле — это просто очень коротенькие дужки, обходящие край, почти прямые. Но вместе с такими же коротенькими дужками предыдущего ряда они образуют как бы бусики из рисинок, проложенные по краю работы. Те. делаем ещё один ряд по промежуткам столбиков правыми узелками и очень коротенькими дужками.
Рисинками можно подстянуть край (выбирая соответствующую длину дужек), и кружевцо будет фалдить меньше (если это желательно), только волнить.
Вот картиночки. Тута я впервые провела утюгом. А также приложила линейку

Ну и конечно же, окончательная виртуальная примерка! Вот она.

Тут всё очень просто.
Если мы будем делать узелки не на каждой дуге, а через одну, или не на каждом промежутке между столбиками, а через несколько промежутков, то из ниточки у нас образуется большая дуга.

Вот она. Здесь я использовала для основания три ряда столбиков, слегка загустив второй ряд. Началом служила сложенная втрое нить.

Она имеет право и на существование сама по себе, может быть включена в кружевное полотно, а может послужить основанием для другого элемента, например, для очень приятного краевого элемента

В следующем ряду я сплела на каждой большой дуге по 5 столбиков. Больше или меньше — зависит от размеров дуги. Присоединилакаждый фестончик обычным узелком в маленькую промежуточную дужку. И вышло очень приятненькое кружевцо. Из-за большого количествоа узелков фестончик получается вполне плотненький и устойчивый.

Как вариант, я ещё раз прошлась по краю фестончиков рисинками (элемент №10), делая по центру дужку покрупнее. Вот результат.

Мушки это очень просто.
Там, где обычно делается один узелок (скажем, прикрепляя дугу), сделаем 2 узелка подряд рядом друг с другом.
В результате возникнет небольшой бугорок.
Эти бугорки можно распределить по кружевной сетке любым регулярным способом, в виде украшения.

А можно на обычной сетке из дуг делать все узелки двойными, те. мушками.
Тогда получится элемент

Для большей выразительности узелки лучше делать неплотно друг к другу, а с крошечным промежуточком. Тогда ячейка сетки будет иметь вид не диагонального квадратика, а скорее, шестиугольничка, что напоминает тюль. Вот образчик.

Здесь я закончила верх диагоналями, тоже с мушками, сделала большие дуги для фестонов (элемент 12), но сами фестоны сделаю по-другому, не столбиками.
На каждой большой дуге — 6 маленьких дужек. А потом по маленьким дужкам ещё раз диагональю. И вышли такие изящненькие фестончики. . Я не знаю, почему, но в этом кружевце фантазия так и работает, очень легко и хочется придумывать каждый раз что-то новенькое.

Теперь следующий очень красивый элемент, назову его

Зубчики образуются из простых дуг, у которых усилена либо правая, либо левая половинка, либо обе. Я их назову правые зубчики, левые зубчики и двойные зубчики.

а) Правые зубчики

Сделаем их по краю.
Обычная дуга, потом вернуться короткой дугой левым узелком на вершину дуги, а потом вернуться короткой же дугой правым узелком к месту прикрепа большой дуги. Правая сторона дуги получится тройная. Подряд такие зубчики образуют очень милый край.

Левые зубчики делаются по-другому.
Сперва исполняем петельку, те. дугу в прикрепляем в ту же точку, где уже есть узелок.
Потом короткой дугой левым узелком идём на вершину этой петельки.
А с вершины уже правым узелком короткой дугой в следующую дужку основы. Левая сторона зубчика получается тройная.

Двойные зубчики получаются, если сделать сначала левую тройную сторону дуги, как у левого зубчика, а потом правую тройную сторону дуги, как у правого зубчика. Вот краюшек, где я сделала правые, левые и двойные зубчики.

Кроме того, по ходу плетения простого кружевного полотна из дуг, исполняя правую или левую сторону дуги тройным способом, как у соответствующих зубчиков, можно получать по вкусу всякие узорчики такого рода:

Для глазков сначала делаем большую петлю.
Делается она так. Здесь я её делаю по краю уголков, но можно её всюду, где уместно.
а)Обычная дуга с правым узелком, только увеличенного размера.
6)На эту дугу обратным ходом 2 левых узелка близко друг другу, те.практически без дужек между ними.
Это основа для глазков.

А в следующем ряду обходим большие петли элементиком .

Это просто очень маленькие дужки правыми узелками, которые выполняются помногу на одной петле. Здесь у меня по 4 и по 5 бисеринок.

Получаем глазки. Вот они. Очень приятненький элемент для края. Левые узелки на больших петлях добавляют жёсткости, как и бисер, так что край не вялый и держится очень хорошо.

..И последний элементик, очень милый.

Для него нужна основа из дужек уменьшенного размера, коротеньких. У меня это очень маленькие дужки, мм по 2-3, а над ними ряд рисинок. Потом уже делаются сами пальмовые листики.

На фоте видно, что листик — это несколько столбиков подряд (у меня 3 столбика). Каждый следующий столбик делается в следующую дужку основания, и каждый следующий столбик выше, чем предыдущий. Получаем такой красивый большой зубчик.

Объемное игольное кружево. Мастер-классы для начинающих

Сегодня вы узнаете, что представляет собой техника игольного кружева. Вы можете использовать нитки DMC, это крученые нитки с легким блеском. Их легко соединять или разъединять, получая нити разной толщины. В продаже имеются нитки самых разных оттенков.

Вы всегда можете украсить свое изделие бисером или бусинами. Однако следует помнить, что некачественный бисер испортит вам всю работу. Тщательно подбирайте бисер и бусины по цвету и размеру. Используйте прозрачный бисер, и тогда он примет цвет той нити, которой вы его пришиваете. Поскольку отверстия в бисеринах очень маленькие, для них нужно использовать специальные, очень тонкие иглы, например такие, как иглы для лоскутного шитья.

Для обрезания нити обязательно используйте ножницы. Также в работе вам понадобятся застежки и замки для плетеных цепочек и браслетов, металлические звездочки, кружочки, шарики для украшений, заготовки для колец и серег, проволока для цветочных композиций, застежки для брошей.

Техника плетения игольного кружева.

Кружево состоит из петель (арок или нитяных дуг) и узелков, выполненных в различных комбинациях. Сетка с квадратными ячейками является основной деталью. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы при работе игла не расщепляла нить. Можно использовать иглу с тупым концом. Далее мы приводим три варианта плетения игольного кружева, от самого сложного до самого простого. Они отличаются техникой выполнения узелка. Все наши модели выполнены в технике варианта 1.

Пример плетения по кругу.

Сложите нитку в кольцо. Проведите иглу под ниткой от точки А до точки В.

Проведите нитку под иглой и вокруг нее справа налево.

Закрепите нитку, затянув первый узелок.

Сделайте на кольце еще один узел, проведя иглу под ниткой.

Обведите нитку вокруг иглы, проведите иглу под петлей.

Осторожно потяните за нитку.

Закрепите нитку, затянув второй узелок. Между узелками образуется петля.

Повторите предыдущие шаги десять раз, двигаясь по кольцу.

Замыкая первый ряд плетения по кольцу, потяните за короткий конец нити.

Во втором ряду сплетите на десять петель больше, чем в первом. Середина цветка закончена. Для венчика пропустите одну петлю, начните на промежутке между следующими узелками, сплетите вокруг середины 5 больших петель.

Затем на каждой большой петле сплетите пять маленьких петель. Продолжайте плести ряды венчика, в каждом последующем уменьшая количество петель на одну.

Пример плетения плоского шнура одинаковой ширины.

Выберите первый ряд плетения: край полотна, арки предыдущего ряда, нитяное кольцо или нить-основу. Держите иглу на лицевой стороне.

Двигаясь слева направо, выполните два одиночных обметочных стежка на первом ряду плетения. Оставьте нитяную петлю (арку) и выполните два следующих стежка. Выполните необходимое число петель и арок. Если это край полотна, работайте до конца края.

В конце ряда сформируйте петлю и начинайте выполнять стежки на петле предыдущего ряда. Двигаясь справа налево, выполните группу из двух обметочных стежков на каждой петле, пока не дойдете до конца ряда. Проведите иглу для формирования боковой петли к началу следующего ряда. Продолжайте слева направо. Плетите до необходимой высоты. Для увеличения ширины плетения добавляйте обметочные стежки и петли. Для уменьшения ширины плетения не довязывайте их по краям изделия.

Основа плетения — одиночный обметочный стежок. Пример убавления петель.

Выберите первый ряд плетения: край полотна, арки предыдущего ряда, нитяное кольцо или просто нить. Держите иглу на лицевой стороне. Расстояние от А до В — необходимая ширина будущей детали. Точка С обозначает начало работы. Двигаясь слева направо, выполните одиночный обметочный стежок на первом ряду плетения. Оставьте нитяную петлю (арку) и выполните следующий стежок. Протаскивайте иглу под нитью. Выполните необходимое число петель и арок.

В конце ряда сформируйте петлю и начните выполнять стежки на петле предыдущего ряда. Двигаясь, справа налево, выполните обметочный стежок на каждой петле, пока не дойдете до конца второго ряда.

Проведите иглу для формирования боковой петли к началу следующего ряда. Продолжайте слева направо, убавляя петли в соответствии с узором. Плетите до необходимой высоты.

Натягивая нить или оставляя ее свободной, регулируйте плотность плетения. Для увеличения ширины плетения добавляйте обметочные стежки и петли. Для уменьшения ширины плетения не довязывайте их по краям изделия.

Игольное кружеволепестки и листья.

Для создания таких деталей, как лепестки и листья, узелки и петельки плетите веерообразно, рядами туда и обратно, сначала увеличивая их количество, а затем уменьшая. В конце ряда меняйте направление движения. Узоры создаются при плетении снизу вверх. Лепестки и листики расширяйте за счет дополнительных узелков, выполняемых на крайних петлях ряда. Для убавления оставляйте по одной петле с каждого конца ряда свободной и заканчивайте лепесток или листочек одним узелком. Начинайте вязание с одного или трех узелков (обязательно нечетное число), сплетенных на кольце из нити.

По желанию можете обвязать лепестки контрастным цветом петельным или обметочным стежком, а также вышить на лепестках и листьях прожилки.

Петельный и обметочный стежки.

Эти два стежка выполняются одинаково. Разница в том, что обметочные стежки кладут вплотную друг к другу, а петельные — с расстоянием между ними. Двигаясь слева направо, выведите иглу на лицевую сторону у нижнего края изделия, который хотите обметать. Обведите иглу вокруг края и снова выведите на лицевую сторону возле него, чтобы нитка образовала вокруг иглы петлю. Затяните петлю, повторяйте столько раз, сколько потребуется. Закрепите последнюю петлю коротким пришивным стежком через верхний край.

Игольное кружево — шнуры и шарики.

Для создания объемных шнуров вяжите всегда по кругу от центра, не поворачивая вязание. Чем меньше петель, тем тоньше получится шнур. Плоские шнуры работайте рядами.

Для выполнения шариков работайте по кругу от центра, не поворачивая вязание, сначала увеличивая размер петель между узелками, затем уменьшая. Если шарик маленький, то, не довязывая несколько рядов до конца шарика, необходимо заполнить его наполнителем в цвет плетения. Также можно обмотать ватный или любой другой шарик, нитями такого же цвета, как игольное кружево. Ватный шарик можно и раскрасить под цвет нити. В последних рядах понадобится уменьшить размер петель между узелками и в конце работы стянуть плетение. Пришейте шарик по месту.

Расписывайте шарики под цвет нитки, которой плетете. Здесь для наглядности мы оставили шарик белым. Проткните иглой с нитью ватный шарик насквозь, обведите нить вокруг шарика, снова проткните шарик иглой. Выполните, таким образом, 9-10 стежков.

Отрежьте новую нить и протащите ее через верх ватного шарика. Оплетайте нитью вертикальные стежки, захватывая их по два через два.

После нескольких круговых рядов начинайте плести кружево любым способом. Завязывайте узелки как можно ближе друг к другу. На вертикальные стежки не обращайте внимания, они вам больше не понадобятся; они остаются внизу под плетением.

Постепенно увеличивайте количество петель, прибавляя их по одной равномерно. Если нитка неожиданно закончится, вытяните короткий конец через ватный шарик вниз и прикрепите его к вертикальным стежкам. Привяжите новую нитку и вытяните ее через шарик наверх и продолжайте плетение.

Дойдя до самой широкой части, начните убавлять петли, пропуская петли предыдущего ряда. Оплетите весь шарик, обрежьте все лишние концы ниток. Если требуется для модели, зеленой нитью выполните несколько рядов петельным швом.

Чтобы ваши цветы получились оригинальными и непохожими один на другой, украсьте их сердцевины различными стежками, подобрав контрастные цвета. Самые подходящие для этого стежки: узелок «рококо», французский узелок и шов «толстый пестик». На лепестках цветов можно вышить прожилки прямыми стежками.

Выведите нить из точки А. Затем уведите в точку В и снова выведите нить в точке А.

Придерживайте иглу левой рукой, а правой намотайте нить, выходящую из точки А, на иглу по направлению снизу вверх (нужное количество раз).

Протяните иглу с нитью сквозь сердцевину цветка и навивки на игле и расположите узелок по месту.

Выведите иглу на изнаночную сторону работы, закрепите нить.

Выведите иглу на лицевую сторону из точки А. Трижды обмотайте иглу нитью, придерживая ее близко к работе.

Выведите иглу на изнаночную сторону в непосредственной близости отточки А.

Вытяните излишки нити на изнаночную сторону работы. Закрепите нить.

Введите иглу в точку А с лиц. стороны работы и выведите в точке В. Конец нити пусть останется на лиц. стороне. Введите иглу в точку С и тяните нить, пока не образуется петля необходимой длины.

Сверху на подвижную нить набросьте еще одну петлю и затяните нить полностью, закрепив большую петлю маленькой.

Плотно заполните внутреннюю часть цветка петлями необходимой длины, не забывая закреплять их маленькими узелками.

Шов «толстый пестик»

Иглу со вдетой в нее нитью выведите через точку А. Вытащите нить из иглы. Иглу без нити воткните в точку В (подложите под ткань подушечку для игл и притопите иглу в подушечку через ткань вертикально).

Наберите на иглу 5 петель, движением от себя вокруг иглы. Петля напоминает наборную петлю при вязании спицами.

Возьмите нить в два сложения и обмотайте иглу 6 раз.

Верхнее кольцо нити набросьте на иглу, вытяните нить.

Одинарной нитью обмотайте иглу три раза. Вденьте нить в иглу и выведите на изнаночную сторону ткани. Закрепите нить.

Шов «толстый пестик» можно сделать различного размера, увеличивая число наборных петель, и узелков «рококо».

Игольчатое кружево сборка и отделка.

Соединять лепестки и листики можно в процессе выполнения, захватывая соседние нити. Оформлять контрастной нитью края цветка лучше в конце работы, петельным швом. Также в конце работы можно обозначить прожилки на листьях и лепестках прямыми стежками, тем же или контрастным цветом.

Для выполнения тычинок и пестиков цветков используйте вытянутые закрепленные петли.

Если при выполнении произошла ошибка, аккуратно развяжите узелки иглой до того места, где вы ошиблись. Удобнее всего распутывать узлы при помощи двух игл. Пальцами развязывать узелки очень сложно.

Окантовка игольного кружева.

Лепестки и листья часто приходится укреплять по контуру, чтобы они не теряли форму и выглядели объемными. Окантовка должна поддерживать готовое изделие. Для этого используют тонкую проволоку, конский волос или леску, их прокладывают по контуру элемента. Прикрепление окантовки выполняется обметочными стежками.

Стежки должны быть короткими, тугими и аккуратными. Окантовку делают в цвет изделия или, наоборот, контрастной нитью. Окантовку желательно выполнять одной непрерывной нитью. Также можно сначала обмотать проволоку нитками необходимого цвета и затем продернуть ее по краю детали, аккуратно захватывая петли плетения.

Добавить комментарий