Ретичелла игольное кружево

Ретичелла игольное кружево

Кружева. Часть 4. Мальтийское, Бердфордширское, Ретичелла, Баттенбергское

Во второй части я показала несколько разновидностей игольного кружева. Сегодня хочу продолжить.

Мальтийское кружево.
Очень характерное по плетению и легко узнаваемое. Основной мотив — крест, или цветочек с лепестками. В основном орнамент плёлся из шёлковых нитей. Крайне редко встречаются хлопковые изделия. Родина — Мальта.

Бердфордширское кружево BEDFORDSHIRE LACE
Кружево редкое, и менее узнаваемое. По технике и стилистике очень похоже на мальтийское, но явное отличие в вытянутых элементах. Все «как бы листочки» — длинненькие. И плетётся, наоборот, только из хлопка, реже льна. Родина — Англия.

Кружево Ретичелла Reticella lace
Очень интересная техника. Сродни мережке. Как правило, делается на основе с выдернутыми ниточками. Кружево — ажурная вставка. Характерны тонкие геометрчные линии, строгая симметрия. Много треугольных мотивов. Хлопок, лён. Родина — Италия.

В третьем топике я сомневалась насчёт Баттенбергского кружева.
Уточняю: оно является и ленточным, и игольным одновременно. Так как орнамент из лент сшит игольными элементами:

Там же не могла понять — чем же является кружево Шиффли.
Уточняю: Шиффли — кружево, гипюр, и ни что иное! И даже если его нашивают на подложку из сеточки, то он всё рано будет выглядеть так:

Ну, а теперь главный мой вопрос! Вопрос, мучающий меня уже полгода. Что это за кружево?

Ведь это всё явно один и тот же вид кружева. В одной технике… НО!
Кто-то позиционирует его, как Венецианское кружево POINT DE VENICE
А кто-то, как Венское.
В конце третьего кружевного топика я привела много примеров POINT DE VENICE. И это кружево на него ни разу не похоже!
Вот очередной пример: POINT DE VENICE

Может, созвучие Вена — Венеция дало путаницу? Может, это действительно — Венское кружево?
Может кто-то знает наверняка? И сможет окончить мои мученья? Заранее благодарна!

Редкости в рукоделиях. Игольное кружево пунчетто (puncetto).

Кажется, что мы знаем много о плетении кружев, но все же редкости на нашем рукодельном пути попадаются, а это согласитесь, дорогого стоит. Намного интереснее жить, когда знаешь, что еще не все секреты раскрыты и есть чему поучиться и что попробовать. Итальянское игольное кружево пунчетто (puncetto) — одна из таких редкостей.

Вообще, название пишется немного иначе Puncetto Valsesiano (Пунчетто Бальсесиано), не путайте с валансьенскими кружевами или веницианскими. Это кружево из области, которая называется Пьемонт. Его ни с каким другим не перепутаешь, поскольку в основе — геометрические мотивы.

Как это часто бывает в истории рукоделий, никто не знает точно, кем конкретно это кружево было придумано, единственное в чем никто не сомневается, так это в том, что удивительное искусство результат сугубо женской фантазии, упорства и труда.

Не смотря на вековую историю, пунчетто (puncetto) так и не изменил себе в отношении инструментов и материалов — всегда игла и нитки. Соединяясь в самых смелых сочетаниях узелков, дырочек, сеточек, кружево оживило не один наряд или интерьер. Покрывала и занавеси, столовое и постельное белье, нарядные чепчики, шали, блузки и многое другое появляется на свет в результате этого кропотливейшего труда.

Каким богатым должно быть воображение, какой наблюдательностью нужно обладать, чтобы создавать такие вещи. Может быть поэтому итальянцы так дорожат своими рукодельными традициями и создают самые разные музеи, чьи запасники хранят много ремесленных шедевров.

Пунчетто (puncetto) — живое искусство, хотя конечно, не так уж просто освоить этот вид игольного кружева. Если вы хотите увидеть как создается такое воздушное чудо, вам стоит посмотреть на это:

А может быть даже поучиться. Несколько интересных советов можно найти в блоге «Italian-needlework.blogspot.ru», кроме того на видео-канале dat Dicken можно найти намного больше практических уроков. Ну, а если вам не очень нравится смотреть видео, можно купить книжку, и даже не одну.

Кстати говоря, пунчетто (puncetto) вовсе не обязательно должно быть белоснежным. Пьемонт окружен с трех сторон Альпами, а эти горы могут быть не только покрытыми снегом, но и цветами. Можно смело использовать разноцветные нити. Давайте творить!

Обсуждение статьи

Вы можете оценить статью, поделиться своим мнением, а также подписаться на комментарии к статье.

Ретичелла игольное кружево

Очень нравятся мне такие мешочки! И планирую попробовать более сложные и винтажные. Так что этот не последний в моем блоге.

Дизайн: из книги Elizadeth Prickett «Ruskin Lace and Linen Work»
Размер: вышивки 8х8 см, мешочка 16х22 см
Материалы: обычный вологодский лен (не равномерного плетения), хлопковая ткань, шнурок, мулине Perle Finca №8 и №12

Мешочек отправляю в «Рукодельное кафе»

35 комментариев

Какой красивый мешочек, и вышивка очень интересная! Я кстати почему-то была уверена, что ты свободно с английского переводишь, учитывая твою библиотеку 🙂
Зима — да, уже почти-почти. Мы 3 дня назад окончательно переоделись в зимние куртки и шапки (даже мои немерзливные дети). В неполные 8 утра, когда мы идём в школу-садик, на улице слабый морозец. Красота!

Света, да я вообще не знаю английский)) В школе в каких-то классах изучала, и все. Так уже сколько годков-то прошло 🙂 Библиотека вчера пополнилась еще тремя книгами. Поняла, насколько много интересных англоязычных книг по вышивке, поэтому стала покупать хотя бы «ради картинок». А на какой-то покупке решила, что хочу знать, что там написано. Мужа не всегда будешь теребить, к тому же учитывая терминологию, ему нужно тоже какое-то время для понимания о чем речь. Вот и сижу по вечерам, как примерная ученица, с тетрадками и сайтом он-лайн переоводчика))

А я как-то забыла, что уже середина ноября, поэтому для меня снег стал полной неожиданностью. Я из дома выхожу редко, так что даже и не представляю как оно там, за бортом)) Вот что заметила здесь, что население действительно, совсем немерзливое )))

Оля, прекрасная работа ) Я себе даже отдалённо не представляю, как ТАКОЕ можно сотворить. Это скорее и не вышивка, а кружева.

Большое спасибо! Так и есть, это игольное кружево. Общее название техники вышивания, куда входит много разных способов его выполнения, в том числе и ретичелло.

Ольга, поздравляю с такой чудесной работой! Люблю ретичелло! Пользуюсь другой литературой по этой технике, а у тебя увидела новую для себя, эх, значит опять покупки грядут, но это особо приятные)))) у меня книги от Giuliana Buonpadre, у неё рекомендации по ниткам n. 25, 30 от DMC они такие нежненькие, а также special dantelle n.80, ну а в ritorto fiorentino n.12 я влюблена, но хочу попробовать Floche, тоже очень прелестные. Ольга, если можешь, напиши название книжечки и автора на заднем плане. Спасибо! Буду следить за твоими изысканиями в технике ретичелло.

Спасибо, Ира! Вот и я полюбила его и получаю огромное удовольствие от вышивки в этой технике. У меня есть около 5 книг по ретичелло и игольному кружеву. Плюс еще разные сборники техник, где о них также упоминается. Надо будет как-нибудь обзор, для таких любознательных как ты, сделать))
По номерам ниток все правильно, в мои книгах также указаны эти номера и их я и купила. На днях попробую этот узор повторит 80-кой, хотя и 100-ка лежит, может быть и ею попробовать. Правда думаю она лучше будет для Amelia Ars
Ritorto fiorentino я не пробовала, судя по номеру, это довольно толстые ниточки, как Финка. Или я не права?

Ольга, обязательно нужно сделать обзор книг. Я когда нахожу ту или иную книгу, всегда хочется заглянуть вовнутрь, узнать других мнение, но не всегда удаётся, поэтому есть у меня бесполезные книги. А ты же знаешь, цена у них не малая, лучше бы эти денежки на ниточки потратить. Про 100-ку пока ничего не могу сказать, моя сейчас в пути, как получу, буду примерять))) после НГ начну подушку в технике ретичелло делать, нитки приготовила по рекомендациям дизайнера Giuliana Buonpadre «ritorto florentino» и равномерку. Нитки эти как перле 12, но более мягкие и блеска такого нет. Кстати, дизайнер идёт очень легко на контакт, свои книги приобретала у неё, это не всегда выгодно, но мне важно было напрямую, хотя я как и ты, мужа мучаю, он у меня итальянским владеет, и ему хорошо, язык не забудет))) и мне. У Giuliana есть страничка в Facebook и сайт. Я себя давно отнесла к не совсем нормальным вышивальщицам, так как пытаюсь пробывать как можно больше видов вышивки, после многих лет, хочется найти что-то своё, а пока не перепробуешь, не поймаешь волну. Из моих последних приобретений, книга по Mountmellick, и это хочу попробовать)))) Поэтому, Ольга, очень интересны и ценны твои опыты, знания, изыскания, впечатления. ведь наверняка, такие как я, неугомонные))), есть ещё

Да, очень большая проблема, особенно в заграничных магазинах, отсутствие разворотов книги. Думаю это связано с тем, что, в русских изданиях точно, есть ссылка, что никакая часть книги не может быть опубликована без разрешения правообладателя. Это не касается обложки. А законы заграницей соблюдают. Но я все равно хочу делать обзоры книг. Надеюсь меня за это не посадят))
100-ка очень тонка. Прямо чуть толще обычных швейных. Равномерка это хорошо, только вот очень дорого. Хотя обнаружила итальянский лен невероятной какой-то ширины по вполне приемлемой цене. Хочу вот заказать на пробу.
Про дизайнеров спасибо, буду знать. Тебе повезло, что муж итальянский знает. Мой только чуть-чуть, а я совсем нет)) Так что только картинки смотрю)))
Совершенно точно, я такая же неугомонная. Причем меня восхищают сейчас не популярные к сожалению, старинные техники вышивания. Одного только вида игольного кружева сколько! Хотя не все техники мне одинаково интересны. К ним, возможно незаслуженно, но могу отнести и Mountmellick. Скорее всего из-за бахромы, которая украшает изделия. В остальном — швы и нити, вполне воспринимаю.
Вот уж точно, приятно знать и видеть, что кто-то также увлечен, как и ты. Будем дружить! ))

Ааааа. меня тоже эта бахрома убивает, но можно же без неё))). Уж, чего чего, бахрому точно делать не буду! Я подозреваю, что я тканно -ниточный маньяк)))) мне так нравятся натуральные ткани, разных фактур и ниточки, аж руки дрожат. Недавно прикупила нитки DMC D’Alsace, как говорят, само купилось)))) пока не поняла, чем отличаются от Perle, вроде один в один на первый взгляд, но отличие должно же быть?! Вот так и живём))) Будем дружить! А обзор нужно сделать, не убьют))) ты же не будешь секреты раскрывать и всю книгу публиковать, наоборот, только интерес к книгам вызовешь. Например, твой давнишний обзор по ниткам, я заглядываю, одно дело каталог посмотреть, а другое дело в блоге почитать, жизненнее как-то по мне.

Сделай Сам (Огонек) 1995-06, страница 5

Как понятно из названия этого кружева, инструментом для его шитья служит игла, причем обычная швейная. Поэтому такое игольное кружево часто именуют «швейным» или «шитым»». Игольное кружево считается разновидностью вышивки, так как оно выполняется вышивальными стежками, приемами ручного гипюра и белой глади. Отметим, что этот вид рукоделия в силу его чрезвычайной трудоемкости ценится очень и очень высоко.

Искусство игольного кружева имеет древнюю историю. Родиной его считают Италию. А началось данное кружево с обычной мережки сеточкой, при изготовлении которой из ткани выдергивали определенные нити утка и основы, после чего оставшиеся небольшие группы не-продернутых нитей ткани обвивали рабочей нитью, получая сетку, по которой в дальнейшем и вышивали узоры. Выполненное таким образом кружево назвали «Ретичелла» (по-итальянски «Reticella» — сеточка). Кстати, вышивка по продернутой ткани — «строчка» издавна известна и на Руси.

В дальнейшем от вышивки по продернутой ткани мастерицы перешли к вышивке мотивов по натянутым нитям и плетеной сетке (гипюрное шитье), а затем и к свободному шитью кружева петельками разного вида без предварительного натягивания нитей в сетку. Название же «Ретичелла» сохранилось, закрепившись именно за игольным кружевом, выполненным по сетке.

По внешнему виду различают гладкое и рельефное игольное кружево. Гладкое кружево выполняют плоским, без выпуклого края. Рельефное же, известное как «Венецианское», всегда имеет выпуклый край самого узора и отдельных его элементов (лепестков, цветов, листьев), который получают вышивкой плотной гладью или петельным швом по настилу или по проложенному пучку нитей. Выпуклы

ми также делают тычинки и стебли цветов, а также жилки листьев.

Разумеется, в разных странах шитье игольного кружева отличается техникой выполнения и характерными элементами узоров, поэтому по виду кружева нетрудно определить место его изготовления. Так, основываясь на характерных особенностях игольного кружева, различают следующие его виды: «Восточное», «Европейское», «Испанское», «Хедебо», «Ретичелла», «Солнечное».

В заключение скажем, что шитье игольного кружева — настоящее искусство, работа над кружевом позволяет мастеру проявить свою индивидуальность, воплотить в шитье свои творческие замыслы. Часто одни и те же узоры, выполненные разными мастерами, выглядят настолько своеобразно, что едва угадывается их идентичность. Правда, освоение техники шитья игольного кружева потребует от вышивальщицы приложения некоторых усилий, которых понадобится тем меньше, чем больше мастер знает приемов вышивки, особенно строчевой, гипюрной и белой гладью.

А прежде чем начинать знакомиться с приемами шитья сложного игольного кружева, имеет смысл освоить шитье самого нетрудоемкого его вида — «Простого кружева», что вообще-то не составит особого труда. Кроме того, все приемы шитья «Простого кружева» пригодятся в дальнейшем, так как они лежат в основе всех остальных разновидностей игольного кружева.

Самый легкий способ шитья кружева из ниток обычной иглой состоит в нанизывании рядов воздушных петель один над другим в свободном пространстве — «на воздухе», а не на сетке. Обычно такое кружево шьют непосред

Ретичелла игольное кружево

В сегодняшнем материале я расскажу вам как плести кружева иголкой. Инструменты, которые женщины на Руси традиционно использовали для плетения кружев, были и есть крючок, спицы и коклюшки. Но это не все. Наверное, немногие женщины знают (а уж в том, что владеют этой техникой лишь единицы, мы просто уверены!), что самые нежные и изящные кружева получаются при плетении иглой. Если вы не знакомы с подобной технологией, то самое время познакомиться!

Интересный мастер-класс с фото и видео:  Пинетки на пяти спицах без шва

Для работы вам потребуются

обычные катушечные нитки, мулине или шелк, тонкая швейная игла (ее толщина зависит от того, какими нитками вы будете работать), а также, если вы решите, к примеру, украшать игольным кружевом носовой платочек, тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань, например, батист.

Начнем с самого простого — вывязывания основы кружева на каком-либо изделии. Например, на носовом платке.

Возьмите квадратный кусок ткани и подогните его края по периметру на 2-3 мм. Затем обвяжите петлями, которые являются основой любых кружев. Технология их выполнения представлена на рис. 1-6. Ими мы обрабатываем последовательно все 4 стороны квадрата до тех пор, пока не сомкнутся начало и конец одного и того же ряда (рис. 7).

Работу следует начать, отступив 1-2 см от угла ткани. Чтобы обвязать уголок, надо тщательно обработать края подгибки, трижды пропустив иголку в одну и ту же точку. В результате у вас получатся 3 луча, которые будут расходиться так, как показано на рис. 8.

Если вы будете обвязывать игольным кружевом воротник, то основу кружева выполняйте в одном направлении, затем изделие переверните на другую сторону и провяжите узор в обратном направлении (рис. 9) — Чередуйте направления вывязывания последующих рядов.

На фото примере вы видите кружевную сетку

Это самый простой узор, который нетрудно сделать, научившись выполнять основу. Схема вывязывания этого узора — на рис. 10.

Как закреплять нити

Понятно, что в процессе работы нить имеет обыкновение заканчиваться и, чтобы использовать новую, надо освоить закрепление нового отрезка на уже готовом узоре.

Внимательно рассмотрите рис. 11-13 — и вы поймете принцип. Для более прочного закрепления новой нити следует затянуть дополнительный узелок следующим образом.

Концы нитей сложите друг с другом и, пропустив иглу через ткань так, как показано на рис. 14, завяжите дополнительный (он по счет)’ — третий) узел.

Теперь острыми ножницами обрежьте концы обеих нитей в непосредственной близости от только что выполненного узла (рис. 15). Следующее наше занятие мы посвятим вывязыванию более сложного элемента — столбиков.

Бабушкино игольчатое кружево

Примеры узоров

Кстати, простые узоры можно составлять самостоятельно, для этого не нужны какие-то особенные знания. Простые комбинации размера и расположения воздушных петель позволят вам создавать свои авторские узоры.

Видео мастер классы

В этих видео, а здесь 32 урока, можно полистать, показана техника вязания кружев иглой. Смотрите и практикуйтесь!

Ретичелла игольное кружево

История венецианского кружева

Кто-то авторитетно утверждает, что первые кружева были венецианские, иные полагают, что родина кружев – Фландрия, другие же заявляют, что «установить факт первенства не представляется возможным».

Кружево: кто же был первым?

Очень популярна в этой связи фраза, которую можно встретить многократно на всех сайтах о декоративно- прикладном искусстве:

«История возникновения кружев (или фарфора, вышивки, ковки, керамики и т.д.) уходит своими корнями в глубокую древность»..

Госпожа Фалеева В.А в своей книге «Русское плетёное кружево» ссылается на труд, изданный в 1874 году французским исследователем Ж. Сегэном. В книге „Кружево» подробно рассматривается его происхождение. Автор в ней дает четкое определение технических характеристик каждого из способов его изготовления, при этом он полностью отрицает древнее происхождение кружева, относя его появление к пятнадцатому веку на территории нынешней Италии ( Венеция). Таким образом, отдадим на страницах нашего сайта пальму первенства Венеции.

Художники декоративно – прикладного искусства шестнадцатого века оставили нам книги, в которых можно увидеть узоры и орнаменты для создания традиционных кружев. Это Niccolo Zoppino (1527), а также Bugato (1527), Paganino (1527), Tagliente (1534) и другие. Подбных изданий дошло до наших дней более двадцати.

Niccolo Zoppino, фрагменты книги

Воротник, игольное кружево, 1660 год, Венеция9

В конце пятнадцатого века модными стали огромные волнообразные воротники (фреза), похожие на колёса. На сайтах одежды их очень любят назвать шикарными и непревзойдёнными.Они не выходили из моды довольно долго, по краям были украшены каймой из зубчиков. Сначала кайма была тонкой, это делалось из небольших воздушных стежков, а потом край стал более широким и сложным. Это создало предпосылки для дальнейшего развития кружевного ремесла.

Кружево из Венеции заказывали Англичане и французы, например к коронации короля Эдуарда третьего в 1493-ем году, а у Людовика четырнадцатого, короля Франции, был на плаще тончайший воротник, который изготовляли самые лучшие кружевницы из Бурано в течение двух долгих лет. Нет нужды сообщать, что деньги за продажу кружев в Венецию просто лились рукой. Об этом мы уже писали в статье об Аласонском кружеве. Двор Короля Солнца за кружевной воротник мог продать «и мать родную». Кружево – это была самая надёжная валюта, дорогое придание и показатель статуса в обществе.

Королева Елизавета Богемская, воротник в технике ретиччелла, неизвестный художник, 1613 г, портретная галерея (Лондон)

Гораздо позднее за счёт хорошо организованного «промышленного шпионажа» Французы тоже стали изготовлять кружево (мы об этом упоминали в статье об Аласонском кружеве), ну а пока именно в Италии родилось, например, прославленное кружево «Ретичелла», первоначально это была разновидность техники Ришелье. То есть, вырезалась часть ткани, а «сеточка» (по- итальянски «reticello») заполнялась кружевом, как правило, петельным швом. Позже ретичелла стала делаться на основе нитяной основы.

Ретичелла, Кружева, из книги Чезаре Вечеллио , издательство 1591.

В Италии в 1617 году были изданы книги Федерико Де Винчоло и Чезаре Веччелио с образцами узоров и орнаментов для изготовления ретичеллы, они были долго популярны, постоянно переиздавались.

Не стоит забывать, что в Венеции, в средневековой Италии господствовала гармония вкуса и пропорций, были модны шикарные задрапированные плащи, популяризировалось стремление в костюме подчеркнуть свою яркую индивидуальность — это было революционно в сравнении с досконально и жестко определённым и регламентированным костюмом других регионов того же времени.

То есть, итальянцы были шикарными и хорошо одетыми ребятами, однако, в 1529 году, по договору в Камбрэ между Францией и Испанией, Италия перешла под протекторат последней, поэтому итальянские костюмы медленно утрачивали своё своеобразие, подчиняясь традиционной испанской моде. В шестнадцатом веке, хотя Италия пока занимала одно из первых мест в Европе по производству предметов роскоши, тканей и кружев, но с ней уже активно соперничали и другие страны. Однако, поговорим об Итальянских кружевах подробнее.

Первые венецианские кружева

Венеция на картине художника Каналетто

Блистательная Венеция в пятнадцатом веке жила шикарно, её колониальные владения охватывали восточную часть Адриатического моря и часть Средиземноморья. Очень многие из представителей венецианской олигархии, за морем выступали правителями немалых городов или даже областей. Венецианский флот курировал транзитную торговлю, которая активно шла между Востоком и Западной Европой.

Однако, разгромив Византийскую империю и захватив Константинополь, турки крепко уменьшили золотую реку, текущую в Венецию, но никого упадка пока не произошло, крах наступил позже. Денежные средства, которые высвободились из торгового оборота были вложены в в ремёсла и мануфактуры. Венецианские купцы были парни не промах, они не растерялись, увеличили торговлю тканями, к 1560-ому году удвоив её.

Не просто так «возникло» на этой земле муранское стекло и кружева, великие произведения искусства, порой появляются, когда мастерам хорошо платят, в этом случае можно и творить. В Венеции стали развивать изготовление уникальных и дорогостоящих вещей, в первую очередь, это были книги, украшения и, конечно — же, кружева. Кстати, в пятнадцатом веке в Венеции изготовили книг раза в три более чем в Риме, Милане и во Флоренции вместе (мы об этом ещё поговорим в других статьях).

Музей кружева в Бурано, кружева.

Итак, первые кружева представляли собой сперва скромную узкую полоску с заостренными зубцами простейшего геометрического орнамента, они употреблялись для обрамления модных, как уже говорилось выше, воротников. Такими же точно кружевами обрамлялись и манжеты более, чем длинных рукавов, ими обшивались передник и носовые платки, скатерти и небольшие салфетки.

Музей кружева в Бурано, кружева

В дальнейшем, по мере усложнения и совершенствования технических приемов, кружево становилось всё шире, удлинялись его зубцы, всё более усложнялся его геометрический орнамент, позже он усложнился, появились зооморфные элементы и даже изображение человека.

Кружево делалось в специальных мастерских, домах знати и, как тогда водилось, в монастырях.

В источниках упоминается, что в 1592-ом году госпожа Морозини Гримани (жена доджа Марио Гримани) лично организовала большую мастерскую, в которой под руководством опытной наставницы мастерицы Катарины Гардин работало более чем 130 талантливых кружевниц. Кружево шло на личные нужды и на подарки, которые рассылались дамам в богатые и знатные дома Европы.

Michiel Jansz.Portrait of a Woman,1628, Wallace Collection, London

Frans Pourbus II Isabel de Francia (detail)? 1615, MuseodelPrado, Madrid

В конце шестнадцатого – в семнадцатом веке появляются кружева с сюжетами библейских и мифологических сцен, конкретных персонажей, комбинируются разные методы работы (например, вышивка и шитьё иглой или плетеное кружево). В это же время начинает делаться гипюр, который представлял собой кружево, которое состояло из шитого иглой либо плетеного на коклюшках сложного узора, изящно соединенного тонкими перемычками. Производством такого гипюра особо славилась именно Венеция.

Первоначально орнамент венецианского гипюра был растительным, от стилизованных побегов отходили венчики цветов (тюльпанов, лилий, ромашек), но кружево, заканчивающееся зубцами, уже в семнадцатом веке заканчивается изящными фестонами.

Края и различные детали узора и орнамента подчеркивались тончайшим контуром, рельефом, который выполнялся петельным швом. Такой строгий ритм был присущ кружевам эпохи Возрождения, но к середине XVII в. Орнамент венецианских гипюров стал крупнее, потерял былую строгость, приобрёл динамичность. Возникли традиционные для барокко очень пышные завитки, гранаты, лилии, рельеф контура стал крупным, ажурная сетка стала разнообразнее. Край таких кружев делается теперь почти прямым и, как правило, заканчивается еле заметными зубчиками.

Игольное кружево, 1620-1640, Италия

Ещё позже венецианский гипюр стал делаться с мелким орнаментом, растительные мотивы соединялись небольшими перетяжками с маленькими розетками и изящными зубчиками. Такой вид гипюра получил название «point de rose».

Кружево из Венеции

Кроме вышеупомянутой Венеции изящные гипюры изготовлялись и в прочих городах Италии. Венецианские кружева с крупным рельефным орнаментом шли на декорирование мужского костюма: воротнички, со временем изменившие форму и уже не накрахмаленные, а легко и мягко лежащие на плечах, большие жабо, длинные манжеты и краги перчаток. Широкой лентой кружев также украшались облачения священников, это делало их наряды богаче и добовляло им святости.

Если Венеция и Милан славился плетеным гипюром, то в Генуе делалось кружево, сплетенное из тончайших золоченых и серебряных нитей. Такое кружево шло на декорирование мужской и женской одежды: его обильно нашивали в виде широкой каймы или в несколько рядов. Мало того, золотым кружевом было принято украшать бархатную и парчовую обивку на креслах и стульях, обшивать огромные балдахины над кроватями, украшать внутреннюю часть парадной кареты.

Итальянские кружевницы славились своими изделиями далеко за пределами страны, и итальянские гипюры вывозились в большом количестве в другие страны Европы. К концу XVII в., когда орнамент гипюра становится более мелким и кружево приобретает большую легкость, делается воздушнее, его употребляют уже преимущественно для украшения женского наряда.

Буранское Кружево, изготовляемое на меленьком островке Бурано под Венецией, имеет очень древнюю историю и свои традиции. Кружево делается и теперь, но настоящая работа стоит немало, и найти её трудно, а в многочисленных лавочках туристы, приехавшие полюбоваться на разваливающиеся и тонущее Венецианское великолепие, радостно скупают творения, привезённые из Тайваня и Китая. Кстати, поклонницами буранского кружева были знаменитые дамы, вошедшие в историю: герцогиня Гамильтон, королева Голландии и графиня Бисмарк. Естественно, это были не воротники по семь евро за штуку.

Чтобы не выдать никому секрет изготовления кружева, правительство Венецианской республики категорически запрещало мастерицам с острова Бурано хотя-бы на короткое время покидать город и брать на обучение каких бы то ни было иностранок. Однако, не уберегли: развитие производства кружев во Франции и во Фландрии нанесло такой удар по искусству итальянских кружевниц, от которого они уже не оправились. Творческая самостоятельность была утеряна, в Венеции и Бурано в восемнадцатом веке делались кружева, ничем внешне не отличавшиеся от алансонских, аржантанских либо седанских французских кружев.

Если в венецианском кружеве царствовали чёткие каноны и стандарты, изначально очень строго и жестко заданные требования к орнаментам, то французы, как водится, пошли гораздо дальше по линии традиционной для себя эстетики. В итоге алансонское кружево потеснило венецианское кружево. Кстати, сами итальянцы говорят по этому поводу так: «Венецианцы превратили кружево в искусство, а французы в промышленность»

Теперь от прославленного старинного мастерства в Бурано имеется только Музей (Museo del Merletto), где можно увидеть настоящие венецианские кружева, которые были сплетены в воздухе, без всякой основы.

В 1981 году на базе Школы венецианского кружева в Бурано была создана школа мастерства, местные девушки под командованием опытных мастериц постигали сложное ремесло. И действительно, они смогли создать настоящие шедевры, которые сегодня высоко ценятся в мире.

tariya9

Игольное кружево

Поэтическое итальянское название этой техники «punto in ала» дословно переводится как «стежки в воздухе», в этом определена сущность самой техники, которая является скорее разновидностью кружевоплетения, нежели вышивки, так как стежки выполняются рядами и составляют самостоятельную структуру, а не вышиваются на ткани-основе. Игольное кружево было на пике моды в XVII веке среди венецианской знати, где изящно выполненные вещицы оценивались под стать ювелирным украшениям и драгоценным камням. Игольное кружево — очень трудоемкая техника, и поэтому его производство было очень дорогостоящим и доступным по средствам только людям состоятельным. Когда коклюшечное кружево, на плетение которого затрачивалось сравнительно меньше времени, стало широко распространенным, венецианское игольное кружево, как и другие виды кружева — алансонское, аргентинское и брюссельское, утратило свою популярность, в XIX веке игольное кружево пережило второе рождение, став одним из любимых дамских рукоделий. Другие виды игольного кружева, в том числе русское и ленточное, до сих пор пользуются спросом и производятся в Китае.

НИТИ

Для данного рукоделия используются специальные хлопковые нити для кружев, а так же хлопковые нити для вязания крючком, так как имеют наиболее подходящую структуру для выполнения петель правильной формы. Нити для плетения кружев выпускаются разной толщины — для начала используйте более толстую нить, а со временем вы сможете перейти на более тонкие. Из хлопка перле получаются сияющие вещи, но с ним очень непросто работать.

Интересный мастер-класс с фото и видео:  Свитер-водолазка спицами

ИГЛЫ

Выберите иглу с затупленным кончиком, например тонкую гобеленовую или штопальную иглу с закругленным кончиком. Размер иглы зависит от толщины используемой нити.

ПРИМЕНЕНИЕ

В технике игольного и ленточного кружева выполняют детали украшения одежды, например воротнички и небольшие предметы домашнего обихода. Однако в наши дни игольное кружево наиболее популярно в качестве основного элемента объемной и других видов рельефной вышивки.

Мягкая основа для игольного кружева

Крупные детали удобно выполнять на подушке в форме валика, наподобие тех, которые используются при плетении коклюшечного кружева. Небольшие детали или отдельные фрагменты можно вышивать на простой основе из ткани. Для этого выкроите 3 одинаковых квадрата из муслина и стачайте их вместе. Затем на плотной бумаге начертите контуры узора и приметайте бумагу к подкладке. При выполнении ленточного кружева приметайте по внешнему краю контура узора рамку из тесьмы (как на фото внизу).

Основные швы

Все 5 швов, представленных в этой главе, являются разновидностями так называемого брюссельского плетения — технике на основе свободного петельного шва. Неплотная сетка создается путем выполнения петельных рядов от одной стороны окантованного фрагмента к другой, и каждый ряд делается в петли предыдущего ряда. В результате изменения расположения петель получаются различные узоры.

  1. Работая слева направо из начальной точки А, выполните ряд основы, сделав по верхнему краю равномерно расположенные друг от друга обметочные стежки.
  2. Поверх края в точках В и С сделайте 2 маленьких запошивочных стежка, затем выведите нить на лицевую сторону из точки D и начните выполнение нового ряда. Работайте в обратном направлении, справа налево, поменяв направление нити. В последнем ряду выполняйте стежки через край нижней ленты.

Вышивание внутри контура

  1. Для многих видов игольного кружева и объемной вышивки часто необходимо выполнение закругленных форм, таких как лепестки, листья или крылья. В этом случае мотив окантовывают шнуром, толстой нитью или тонкой проволокой, если деталь должна возвышаться над поверхностью ткани. Затем мотив выполняется круглым или рельефным петельным швом, названным «шнурком».
    Выполните контуры узора на бумаге для рисования и приметайте ее к основе. Сложите нить пополам и уложите ее по контурной линии, начав с петли и накладывая стежки на расстоянии 3 мм друг от друга. Свободные концы проденьте в петлю и также уложите их по контуру на 2 см. Обрежьте концы.
  2. Начните вышивать игольным кружевом с выполнения ряда по верхнему краю шнура. При выполнении каждого последующего ряда перекручивайте рабочую нить вокруг шнура в конце каждого ряда. Закрепите нижний ряд, выполнив петли по всему шнуру. С изнаночной стороны работы осторожно разрежьте уложенные нити и удалите их.

Игольное кружево внутри контура

Швы игольного кружева

Брюссельский шов (тюлевый шов)

Работая слева направо, из точки А петельным швом по верхнему краю тесьмы (как показано) или шнурка выполните ряд основы из свободных петель. С правого края сделайте 2 запошивочных стежка и выведите иглу на лицевую сторону из точки В. Выполните обратный ряд петель справа налево, меняя направление петельных стежков. Для заполнения пространства повторяйте эти 2 ряда.

Двойной брюссельский шов (двойной тюлевый шов) Полотняный шов

Работая слева направо, начните из точки А и выполните вплотную друг к другу 2 петельных стежка. Сделав петлю, выполните следующую пару стежков. Продолжайте так по всему верхнему краю, делая не очень глубокие петли.

Выполните обратный ряд справа налево, меняя направление петельных стежков. Далее повторяйте эти 2 ряда.

Из точки А по верхнему краю выполните ряд петельных стежков вплотную друг к другу. Выведите иглу на лицевую сторону из точки В и сделайте длинный стежок назад влево, в точку С. Выполните 2-й ряд стежков, пропуская иглу за верхней петлей и протянутой нитью.

Далее повторяйте эти 2 ряда.

Боковой шов

Из точки А сделайте по верхнему краю свободный петельный стежок. Слева направо пропустите иглу сзади петли и поверх рабочей нити. Вытяните нить, туго затянув ее, делая 2-й петельный стежок поперек 1-го. Повторяйте с регулярными интервалами до правого края фрагмента.

На правом крае сверху вниз сделайте 2 запошивочных стежка и выведите иглу на лицевую сторону из точки В. Справа налево выполняйте весь ряд, меняя направление стежков. Далее повторяйте эти 2 ряда.

Ажурный горошек (брюссельское переплетение)

Из точки А равномерно выполните по верхнему краю петельный ряд основы. Сделайте 2 запошивочных стежка и выведите иглу на лицевую сторону из точки В. Ряд 2: в каждую из следующих 2 петель сделайте петельный стежок, затем пропустите 2 петли. Повторяйте так до конца ряда. Сделайте 2 запошивочных стежка и выведите иглу на лицевую сторону из точки С. Ряд 3: сделайте 1 петельный стежок в петлю, расположенную между 1-й парой стежков, затем на длинной петле выполните 3 петельных стежка. Повторяйте так до конца ряда. Сделайте 2 запошивочных стежка и выведите иглу на лицевую сторону из точки D. Ряд 4: пропустите 2 петли, затем сделайте по 1 петельному стежку в каждой из 2 петель, расположенных под группой из 3 стежков. Повторяйте так до конца ряда. Сделайте 2 запошивочных стежка и выведите иглу на лицевую сторону из точки Е. Далее повторяйте ряды 3 и 4.

Ретичелла игольное кружево

Мастерица
Из: Россия
Спасибо сказали: 85658 раз(а)

.
Девушки, в данном разделе нет модератора, поэтому обращаюсь прямо к народу:)

Я, не умирая от скромности:), в разной степени владею несколькими техниками изготовления игольного кружева. Это очень красиво, на мой взгляд, и редко встречается. И в общем-то, не особо сложно.

Могла бы наскрести время и сделать нечто вроде маленького мастер-класса — если это кому-нибудь реально интересно. Те. интересно не просто взглянуть, но и самим попробовать. Если просто взглянуть любопытно — то мне достаточно выложить фоты и похвастаться:). А если кто есть, кто захочет попробовать — я бы постепенно раскачалась и на, условный, МК с техникой, фотами процесса и пояснениями.

Итак, жду ваших решений!

Фрося, я ЗА всеми лапками, имеющимися в наличии.
МК по кружеву — это просто мечта!

Не могу сказать, что я сразу же схвачусь за исполнение, но фриволите, к примеру, знакомая мне вешЧь. вязание крючком, а это своеобразный вид плетения , среди которого есть и ленточное кружево, мною освоен.

Есть желание именно процесс коклюшек увидеть и игольчатого кружева.

И не надо задавать вопросы : надо или нет. потому, что ответ один и однозначный : НАДО!

Участник
Из: Петербург
Спасибо сказали: 11334 раз(а)

От Дилетант:
Голосую за игольчатое кружево сначала:) — иголка всегда под рукой, а коклюшки — экзотика, все же. Хотя очень интересно!

Мастерица
Из: Россия
Спасибо сказали: 85658 раз(а)

.
Гекубочка, набор инструментов нужно 5.

1.Иголка. Для одних кружев лучше вышивальную, для других швейную.
2.Нитки.
Вроде просто, но желательны х/б, обычные катушечные (не снежок-кроше, дб. гладкие). Их, тонких номеров, сейчас днём с огнём. Но для обычного кружева № 10, 20, 30 — самое оно.
3.Руки.
4.Голова.
5.Попа (это сидя делается).

Вот и весь набор:).
Ну и ещё энтузиазм.

А ещё может понадобиться для одного вида плотная бумажка, типа из альбома для рисования. Может понадобиться тонкое шильце, но его легко заменить соответствующей иглой.

Итак, нас уже не одна:) Здорово!
Вот принарядим оставшихся кроликов, и возьмёмся вплотную.

.
Просто несколько образцов. Для аппетиту:)

Здесь кружево «соль», палестинское и «ориенталь», кое-где смешанная техника.


Пока так.
Фр.

Предлагаю, к этой теме открыть еще одну » Как в одних сутках разместить трое. »
Фрося, я сама не очень ленивая. Но читая Ваши темы, разглядывая творения и восхищаясь конструкторскими талантами, при этом зная, что все это в свободное от основных занятий время, не устаю задавать себе вопрос:»Как можно столько знать, уметь и успевать? КОГДА. «

От кружев в полном восторге!!

PS Иголки спрятала подальше, не дай бог подсяду -))

Мастерица
Из: Россия
Спасибо сказали: 85658 раз(а)

А кружево — да, почти всякое, во вс.сл., пробовала.

Но знаете, вы сами удивитесь, что это не так уж и долго. Там ведь 95% воздуху, и лишь 5% — ниток. Просто воздух так красивенько уложен:).

сорока, машинная стирка — без проблем.
И утюгом его, утюгом!
На обычной доске. Крахмал не требуется.

Кружево соль слегка покапризнее, но тоже примерно такой же уход.

Участник
Из: Санкт-Петербург. Казань
Спасибо сказали: 8863 раз(а)

Участник
Из: Киев
Спасибо сказали: 342 раз(а)

.
Просто несколько образцов. Для аппетиту:)

Здесь кружево «соль», палестинское и «ориенталь», кое-где смешанная техника.

Систематизатор форума Сезон.
Из: Донецк
Спасибо сказали: 54712 раз(а)

Открыть альбомы

Мастерица
Из: Россия
Спасибо сказали: 85658 раз(а)

.
Дончанка, такая забавная мелочь.

Если в шитье и в вязанье я обычно всё продумываю и рассчитываю предварительно до мелочей, то игольное кружево — это у меня сплошной экспромт. Те. я начинаю — с белой ниточки, совершенно не знаю, что буду делать дальше. Те. не рисую и не придумываю никаких схем. И вот робкое начало . что-то начинаю понимать. развитие идеи. кривая куда-то вывозит, я её подправляю. — словом, полная импровизация.

Так было и с этим воротником. Плету себе заплетаю.
И на каком-то этапе я почему-то поняла, что это Мексика. Мексиканские такие мотивы сами собой вышли, ацтекские какие-то! Чесслово, само собой откуда-то вылезло на полном импровизе. Вот и сейчас запостила эту фотку, и опять улыбнулась: Мексика, да и только.

Насчёт заметочек Татьяны Поповой — будет очень здорово, но лучше, наверное, всё-таки попозже, чтобы не нарушать последовательность изложения. Так мне кажется.

Систематизатор форума Сезон.
Из: Донецк
Спасибо сказали: 54712 раз(а)

Открыть альбомы

безусловно, Фрося, все в ваших руках!

От Sanira:
Фрося,а сколько времени уходит на изготовление,скажем воротничка на бархатном платье?
МК-поддерживаю!

Мастерица
Из: Россия
Спасибо сказали: 85658 раз(а)

Вот ещё армянское.
Золотистое — в чистом виде.
Белое — в комбинации с ориенталь.

На фотах не очень видно, но это очень тонка работа, прямо паутинка, из ниток №60. На золотистом кружеве диаметр средних звёздочек — чуть больше 3 см.

Мастерица
Из: Россия
Спасибо сказали: 85658 раз(а)

Sanira, на такой воротничок у меня уйдёт где-то 12-16 часов работы.
Естественно, сначала — больше. Скажем, в 2 раза:). От рук зависит. Но так ведь с любым рукодельем.

. Вот ещё ориенталь.
Диаметр — см 20-22.
Времени ушло часа 4. Не совсем точно, тк. делала понемногу с большими перерывами, оно лежало на даче, приеду-поделаю.

. На бархате.

. На руке.

. И на голове.

Мастерица
Из: Россия
Спасибо сказали: 85658 раз(а)

.
Итак, приглашаю всех кружевниц в девичью.
И начнём мы — с темы

. Давно это было (или недавно?:)). мне было 15 лет, и у меня был день рождения. Солнечное июльское утро, и моя мама говорит, что в гостиной меня ждёт подарок. Я вхожу в гостиную, а там. наш огромный овальный обеденный стол. весь завален разными рукодельными принадлежностями. какой чудеснейший подарок!
Была на том столе и серия книжек на немецком языке Handarbeiten, Ручные работы. Вот в одной из этих книжек, посвященной филе и фриволите, я и увидела впервые палестинские кружева. Там было полторы странички:(. Я научилась простейшим приёмам, стала придумывать сама. Итого — то, что есть:)

С тех пор мне всего лишь однажды встретились ещё полторы странички о палестинском кружеве, на этот раз в русской книжке (передранное из старой немецкой). Эти полторы странички — единственное, что можно найти в инете. Ну ещё мои фотографии:).
И я ни разу в жизни не встречала никого, кто бы умел делать игольное кружево. Такое впечатление, что я одна на белом свете:)

К чему это я?
Да к тому, что на этих скромных полутора страничках — только самая элементарная терминология. Поэтому я буду пользоваться той терминологией, которую придумала сама, многие термины — прямо сейчас (мне-то самой терминология не нужна, это для вас. ) И если кто-нибудь из читающих эти строки когда-нибудь всё-таки встретит книжку/мастерицу, также умеющую плести палестинские кружева, но называющую всё совсем по-другому — пусть не пеняет на меня.

Самая малость теории.

В самом простейшем виде палестинское кружево (=ПК) — это диагональная сетка, образованная рядами нитяных дуг. Оно выполняется от края наружу (или от центра наружу, если это круглая работа). Дуги прикрепляются к дугам предыдущего ряда с помощью узелков. Работа может переворачиваться в каждом ряду (как вязание спицами), но может выполняться и только по одной стороне.

При этом одна дуга — это как бы 2 стороны квадратика сетки. Такую дугу я назову просто дуга. Дуга может быть длинной, как бы 3 стороны квадратика — назову дуга 3/4. Или короткой — 1 сторона квадратика, это дуга 1/4.

При плетении полоски началом, куда прикрепляется первый ряд дуг, может служить:
1.Двойная или тройная длинная нитка.
2.Край материи.
3.Ленточка.

Для первых проб возьмём заглаженный по долевой кусочек ткани.

Иголку надо толстую, такую, которую удобно держать в пальцах. Вышивальная хороша тем, что не колется. Единственно, для первого ряда на ткани нужна иголка с острым концом, чб.хорошо прокалывала ткань. А потом можно поменять на вышивальную.

Нитки — х/б №10.
Условие — нитки должны хорошо держать туго затянутый узелок. Поэтому грубо скрученные (снежинка) или очень скользкие (шёлк) — это уже для хорошо набитой руки.

Вдеваем длинную нитку ( я вдеваю где-то см 120) и учимся делать узелки. Они бывают правые и левые. При исполнении правых продвигаемся слева направо, для левых наоборот.

Прикладываем кончик нити к краю ткани и делаем первый узелок. Для этого закидываем большую петлю справа налево, вкалываем иголку сверху вниз в ткань и продеваем снизу вверх в петлю.

После этого начинаем затягивать правый узелок.
Обратите внимание, как держатся в пальцах иголка и нитка при затягивании узелка. Это связано с тем, что узелок затягивается очень туго, и если держать иголку по-обычному, то нитка в ушке может порваться. Поэтому держу по-особому, и при затягивании узелка нитка опирается не на ушко, а на пальцы.

Затягиваем постепенно узелок. Сперва нитку тянем по диагонали направо.

А потом вертикально вверх, натягивая её очень сильно. Вот так лежит нитка на правой руке при затягивании узелка.

Теперь можно потренироваться и сделать ряд последовательных узелков, оставляя между ними небольшие отрезочки нитки ( делаем их неплотно). Расстояние от узелка до узелка мб. различным, это зависит от толщины ниток. Здесь у меня 5 мм, это у меня получается на полном автомате.

Интересный мастер-класс с фото и видео:  Полосатый бактус крючком

Теперь попробуем оставлять между узелками не просто отрезочки ниток, а дуги. Для этого при затягивании узелка придержим левой рукой небольшую петельку. Размер этой петельки должен быть таким, чтобы она не была вялой. слишком длинной под шаг 5 мм и номер ниток. сами разберётесь, когда дойдёте до этого места.

Ну а теперь осталось сделать целый ряд таких петелек — и первое ваше палестинское кружево готово!
Скажете, просто?
Но ведь уже красиво! По краю манжеты, воротника, планки, рюши. это уже настоящее кружевцо. Ручная работа!

Здесь две ремарки.

Надо ли стремиться сделать дуги абсолютно одинаковыми?
Надо, но без фанатизма. А то работа утеряет ручной характер, станет как машинное вязанье.

Что делать, если произошла ошибка и надо отыграть назад?
Развязать узелок иголкой.

Книга: «Старинные секреты плетения кружев» (глава 2.3)

2.3. РАЗНОВИДНОСТИ ИГОЛЬНОГО КРУЖЕВА

Восток — родина прекрасных излишеств, и первые плетеные кружева появились на Востоке, возможно, в Персии. Материалом служили цветные шелковые нити. Плетение производилось при помощи иглы. В группу восточных входит 3 вида кружев: просто восточное (без точного адреса), армянское и палестинское.

Приемы плетения не отличаются разнообразием, в основном это петельный или узелковый шов. Основой для рисунка служит кромка ткани или специально натянутая утолщенная нить (рисунок 2.83). Первый ряд петельных стежков выполняют слева направо, второй — справа налево и так далее. Рисунок, как правило, простой, состоит из плотно заполненных геометрических фигур — треугольников или квадратов — и довольно больших свободных промежутков между ними. Эти промежутки могут перекрываться бридами, образующими «паучки». Точки пересечения брид закрепляют двумя петельными стежками. Для образования дуги свободно протягивают нить и покрывают ее петельными стежками. Квадраты и треугольники обрабатываются отдельно, а затем соединяются со всем узором.

Смирнское, или армянское, кружево

Между Смирной и Арменией более тысячи километров, но для европейцев прошлых веков это было все равно. Армянское кружево имеет более утонченный рисунок, чем рассмотренное нами восточное.

Основной элемент этой работы — узелковый шов (рисунок 2.84).

Предварительно натягивают нити по линиям намеченного рисунка, закрепляя их за край ткани. Нитку направляют справа налево. Затем протянутую нить покрывают узелковым швом в обратном направлении. Нитка проходит слева направо, образуя петлю. Затем иголку пропускают под натянутую нитку и подхватывают эту петлю. Чтобы получить петельный стежок в армянском кружеве, нить обводят вокруг иглы дважды, в результате чего при затягивании образуется узлообразное утолщение. По сравнению с восточным армянское кружево имеет более разреженную, почти сетчатую структуру. Рисунок обычно растительный: цветы, листья и даже целые деревца. Отдельные лепестки могут соединяться не только на плоскости, но и пространственно, создавая объемный мотив (рисунок 2.85). На основе нити, соединенной в кольцо, выплетают розетку с широкими лепестками. Затем лепестки в широкой части соединяют между собой короткими стежками. В качестве каркаса для придания жесткости используется конский волос.

Обычно основой для этого кружева служит сдвоенная нить, но иногда — край ткани. Здесь используются петельные стежки, но менее плотные, расположенные на расстоянии друг от друга (рисунок 2.86). Структура кружева еще более разреженная, сетчатая, между стежками получаются нитяные дуги. Рисунок создается из «глазков» и столбиков (рисунок 2.87). «Глазки» образуются при пропускании петель, а столбики — при их уплотнении, когда стежок второго ряда вводят в нижний ряд. Для этого вида кружев характерно веерообразное строение, когда вокруг «глазка» выплетаются многочисленные дужки (рисунок 2.88). Материал нитей — шелк или лен.

По аналогии кружева, которые мы будем рассматривать далее, можно назвать западными, или европейскими. Не только в двадцать первом, но и в прошлые века европейские страны имели между собой прочные связи. Появляясь в одном уголке Европы, мода быстро перекочевывала в другой, обрастая по пути местными особенностями. Все европейские игольные кружева выполняются на основе приемов, описанных нами выше.

Хедебо — название местечка в Дании. Основой этого кружева, как и восточных, служит край ткани. Используют обычно кромку ткани, которую для большей прочности подворачивают.

Нитки. Изначально для этого вида работ использовались льняные нитки.

Это кружево состоит из отдельных фрагментов, сшитых плотными петельными стежками (рисунок 2.89). Как и в армянском кружеве, все швы выполняют в одном направлении — слева направо, между плотными петельными стежками проходит нить, подаваемая в обратном направлении. Самые распространенные элементы — зубцы и дуги (рисунок 2.90). В качестве основы для дужек используют тройную нить. Пико на дужке получают при помощи булавки. Бриды используются как одинарные, обвитые или обметанные (рисунок 2.91), так и в несколько нитей, перевитых штопальным швом (рисунок 2.92). Рисунок имеет наивный фольклорный характер. Узор обычно геометрический, лишь изредка — стилизованные листья и розетки.

Эти несложные, но эффектные кружева напоминают тяжелые вязаные полотна времен Екатерины Медичи (рисунки 2.93-2.95). Основной узор — замкнутый контур, заполненный полотняным швом, а фон представляет собой сетку с крупными шестиугольными ячейками.

На клеенку или другую основу переводят рисунок и фон из ячеек-шестиугольников. Контуры основного рисунка прошивают швом «вперед иголку» так, чтобы на лицевой стороне стежок был короткий и немного наклонный, а на изнаночной — длинный. Под короткие стежки продевают толстую нить и обшивают ее плотным фестончатым швом (плотный валик).

Пространство внутри рисунка заполняют полотняным швом или простыми штопальными стежками. Эту операцию лучше выполнить более тонкими нитками, чтобы получить тонкую, нежную сеточку.

Двадцать девятый кружевной шов (смотри рисунок 2.63) позволяет заполнить свободное пространство сеткой-фоном «соты». Эту операцию можно упростить, если воспользоваться клеенкой как опорой для сетки. Для этого сначала выполняют короткие стежки по углам вертикальных линий (рисунок 2.96). Затем через эти короткие стежки выполняют длинные двойные вертикальные стежки и одинарные наклонные так, чтобы получить рисунок из шестиугольников. На третьем этапе наклонные стежки дополнительно перевивают нитью, проходя все углы. Этот вид кружева часто применяется для инкрустации крупных изделий.

Венецианский гипюр стал известен в семнадцатом веке. Это выпуклый узор с неправильными бридами (рисунки 2.97, 2.98). На французский манер он назывался «point de France». Линии рисунка составляют затейливые растительные узоры. Несмотря на то что венецианское кружево выглядит очень замысловато, его исполнение под силу даже начинающим, так как техника позволяет скрыть небольшие погрешности. Это кружево плетется полностью из ниток с помощью простой швейной иголки.

Техника исполнения венецианского кружева отличается тем, что в нем основной контур выполняется не тесьмой, а ниткой, скрученной в 3-5 сложений. Нитки для этого вида работ берутся довольно толстые.

Основной элемент этого кружева — фестончатый шов по контуру поверх проложенной нити. Если нитка закончится, к ней привязывают новую нитку простым узлом и продолжают работу. Концы ниток обрезают. Заполнение контура производится венецианским швом (кружевной шов 19, рисунок 2.53). Направление нитей вдоль линии контура. Для заполнения фона используют бриды с пико, собирая их в «паучки».

Этот вид кружева также относится к венецианским (рисунок 2.99). Оно считается более простым, так как выполняется с помощью простой узкой тесьмы и в нем не нужно обметывать линию контура.

Порядок работы. Рисунок переводят на клеенку или толстую бумагу. Тесьму укладывают по контуру рисунка и прихватывают редкими стежками. В точках пересечения тесемку скрепляют короткими стежками, незаметными с лицевой стороны. После этого отдельные элементы заполняют кружевными швами с маленькими «паучками», имеющими в готовом виде сетчатую структуру. Прожилки листьев и серединки цветов выполняют фестончатым швом. Крупные детали заполняют плотным венецианским швом. Затем натягивают баретки с пико и собирают их в «паучки». После этого наметку можно выдернуть и отделить кружево от основы.

В этом кружеве, кроме ниток, используется кружевная тесьма для прокладывания контура (рисунок 2.100). Фоном служит сетка в форме пчелиных сот. Техника выполнения сот такая же, как в кружеве «медичи». Замкнутые фигуры заполняются простыми кружевными швами, а пространство между ними — баретками с пико и с «паучками».

Это очень простенькое кружево под силу всем желающим, ну прямо-таки забава для барышень, в особенности читающих нашу книжку (рисунок 2.101). Оно выкладывается из тесьмы, которая затем соединяется мелкими стежками в точках пересечения, а между фрагментами мотива протягиваются баретки с частыми пико. В замкнутых фигурах используются простейшие кружевные швы.

В начале двадцатого века наибольшей популярностью пользовались ирландские кружева. Другое их название — «ренессанс». Эти кружева впервые появились во Франции в шестнадцатом веке. Оттуда они перекочевали в Англию и Ирландию. Выполнение этого вида кружев достаточно кропотливо, но дает колоссальный эстетический эффект.

Выполнение. Узоры для ирландского кружева рисуют двойными линиями, между которыми пришивают тесьму короткими стежками «вперед иголку». В местах закруглений шов прокладывают по наружному краю. Когда тесемка нашита на всем узоре, берут иголку с тонкой ниткой и мелкими стежками через край собирают все складочки по внутренним линиям тесемки, чтобы тесьма легла гладко по узору. После этого заполняют пространство между тесьмой. Самый простой способ заполнения пространства между контурами — баретками (рисунок 2.102). Внутри замкнутых контуров свободное пространство заполняется кружевными швами или тюлевым фоном (рисунок 2.103).

Одним из самых старинных кружев является итальянское кружево «ретичелла». «Ретичелла» по-итальянски означает просто «сеточка». Это кружево изготавливается по тому же принципу, что и ирландское, с использованием тех же приемов и отличается только рисунком. В нем используются правильные геометрические формы — круг, треугольник, квадрат — в различных сочетаниях.

Порядок выполнения. Узор наносится на кальку. По основным линиям нашивают тесьму швом «вперед иголку». Когда тесемки наметаны, выполняются внутренние баретки простым петельным швом. Затем наносятся несколько рядов кружевного шва.

Испанское шитое кружево

Испанские кружева отличает в первую очередь вид сырья. Они вырабатывались из шелка и металлизированных нитей, золотых и серебряных. Этот вид кружева называют еще «филигранным гипюром».

Нитки. Нить для плетения такого кружева называется «биза». Ее основой служит прочная натуральная шелковая или льняная нить, на которую наматывается тонкая шелковая нить или металлическая проволочка. Основа придает нити необходимую гибкость. Кружева этого вида не бывают белыми — они цветные, золотые или серебряные.

Основа. Как и все подобные, эти кружева требуют временной основы, которая затем будет удалена. Ею может служить любая ткань, калька или клеенка.

Выполнение. Техника выполнения этих кружев несколько отличается от остальных, хотя использует известные нам приемы. Выполнение каждого фрагмента начинают с середины (рисунок 2.104). Контуры (не по краю, а в средней части фрагмента) прокладывают стебельчатым швом («назад иголку»). По стебельчатому контуру прокладывают двойную металлизированную нить, которую затем закрепляют петельными стежками цветного шелка, прокладываемыми не плотно, а с промежутками, чтобы металлическая нить была видна. Свободное пространство внутри фрагмента покрывают спиральными стежками металлической нити. На заполненных участках в точке поворота нить надламывают. Металлизированную нить прокладывают в несколько рядов. Петельные стежки продевают через стежки предыдущего ряда, скрепляя тем самым ряды. На участке сужения фрагмента обметывают только одну металлическую нить, а вторую протягивают, как бриду, к другому участку. К соседним участкам направляют не только прямые бриды, но и кольца из металлической нити. Соприкасающиеся участки скрепляют петельными стежками из шелка. Петли, образующие «глазки», не обметывают (рисунок 2.105). По окончании работы разрезают и распускают стебельчатый шов и отсоединяют кружево от основы.

Бразильское кружево «соль»

«Соль» в данном случае означает не хлористый натрий, известный хозяйкам как поваренная соль, а «солнце» по-испански. Это, в свою очередь, указывает на форму мотивов — окружность. Родиной этого кружева считают остров Тенериф из группы Канарских островов, откуда оно перекочевало в Латинскую Америку и лишь оттуда — как бразильское кружево — в Европу.

«Солнечное» кружево изготавливается в 3 этапа.

Первый этап — изготовление лучеобразного каркаса. Каркас можно получить двумя способами — вышиванием и сплетением пластинки в виде звездочки. Чаще всего кружево «соль» составляют из кружков, но иногда его элементы могут иметь форму треугольника или квадрата.

Если пользоваться методом вышивки, то на вспомогательную ткань, кальку или клеенку наносят контур мотива. Мотив делят на большое количество одинаковых секторов. Затем берут иголку с ниткой и обшивают контур окружности швом «вперед иголку», прокалывая основу четко по границам намеченных секторов. Чтобы замкнуть линию контура, прокладывают второй шов «вперед иголку» в обратном направлении (рисунок 2.106). Затем через точки накола протягивают «диаметры», следя за тем, чтобы все они пересекались в одной точке. Это можно делать как от краев окружности, так и от центра (рисунок 2.107). При этом нить продевают через отверстие в центре с изнаночной стороны на лицевую. В этом случае удобнее пользоваться челноком для филейных работ, о которых пойдет речь в следующей главе.

Мотив может иметь форму кольца. Для этого внутри большой окружности вычерчивают окружность меньшего диаметра с тем же центром и обшивают ее швом «вперед иголку» (рисунок 2.108). Далее следует заполнение кольца радиальными нитями с использованием полученных точек прокола. Отверстие в середине можно оставить пустым, а можно заполнить «радиусами» с другой плотностью. Таким образом, площадь большого круга будет разбита на несколько кругов.

Второй способ получения лучистого каркаса. Чтобы применить этот способ, нужно взять пластинку нужной формы с зубчатым краем (рисунок 2.109). Например, колесико от старого будильника. Нить по два раза обводят вокруг каждого зубца, пересекая центр.

Второй этап. Заполнение фона. Между натянутыми нитями каркаса прокладывают различные кружевные швы. Чаще всего это штопальный или петельный шов. Нити каркаса стягивают в различные фигуры: овалы, треугольники и «зубчики» (рисунок 2.110). Сочетание различных швов дает большое разнообразие рисунков. Могут получаться цветы, звезды или геометрический орнамент. Кроме каркасных нитей можно натягивать бриды в другом направлении. Существует только одно общее правило. Внешний край заполненного фона должен быть закреплен, начало и конец нити — прочно связаны. Центр мотива закрепляют штопальным швом вкруговую. Если центр оставляют пустым, его можно заполнить петельными стежками по кругу.

Третий этап — соединение готовых частей кружева. Мотивы отделяют от основания. Часто такие мотивы украшают края изделия — салфетки, шали или вырез платья. Мотивы соединяют между собой и пришивают к краю изделия петельным швом. Можно соединить мотивы в полосу-аграмант. Если расстояние между фрагментами большое, его заполняют тонкими бридами, сеткой или «паутинкой» (рисунок 2.111).

Добавить комментарий