Техника зардози

Список лучших мастер-классов:

Вышивка — зеркало индийской культуры: техника, мотивы и сюжеты

Индийская вышивка — это национальное достояние, памятник народной культуры. Узоры, которые были придуманы древними мастерами, стали настолько узнаваемы, что вполне могли бы заменить флаг этой страны. Мы продолжаем раскрывать секреты новых техник, искать интересные сюжеты и черпать вдохновение в экзотической вышивке!

Содержание:

Шиша

Зардози

Чиканкари

Кантха

Символика цвета

В современной моде

У индийской вышивки очень богатая история, которую невозможно охватить полностью. Поэтому мы поговорим не обо всей индийской вышивке в целом, а конкретных школах: «шиша», «чиканкари», «кантха», «зардози».

Это один из тех элементов культуры, который буквально становится визуальным отражением истории страны. Если вы посетите Индию, то изделия, покрытые вышивкой шиша, будут в каждой сувенирной лавке. Что же она из себя представляет?

Шиша с хинди означает «маленькое зеркало», действительно, главным элементом этой вышивки являются круглые зеркала.

Зародилась она довольно давно, точной даты нет, так как отследить возникновение какого-либо вида рукоделия практически невозможно. Однако в 17 веке, во время правления одного из самых известных шахов Индии, который, кстати, построил знаменитый Тадж Махал, началась активная популяризация вышивки шиша. Немало способствовала этому жена правителя, которая увлекалась этой ручной работой.

Истоки возникновения техники шиша следует искать в обычном желании подражать богатым, а также в индийских религиозных представлениях. В Индии всегда любили золото, избыток украшений, яркую одежду, но позволить себе это могли далеко не все, поэтому золото, было заменено на слюду или стекло, окрашенное серебрянкой. Это способствовало проникновению вышивки в массы.

Зеркало во многих культура имеет магическое значение, используется в оккультных практиках, является мистическим символом. Конкретно в индийской традиции зеркало отражает злые замыслы. Если вы носите одежду с вышивкой шиша, можете легко справляться с чужой негативной энергией.

Теперь подробнее о рабочих моментах: если вам захотелось повторить эту экзотичную вышивку, главное, чему нужно научиться — это обработка и прикрепление маленьких декоративных зеркал. Здесь мы опишем этот процесс в нескольких деталях:

Первый этап — это прикрепление зеркальца к ткани. Если вы новичок в рукоделии, лучше всего прикрепить зеркало с помощью двустороннего скотча.

Далее можно начинать обшивать «шишу» обычным стежками, при этом должна получиться решетка, как на рисунке:

На втором этапе, когда появилась решетка из перпендикулярных стежков, мы начинаем создавать узор, обшивая зеркальце следующим образом: необходимо в любой точке лицевой стороны изделия выполнять обметочный шов, захватывая при этом нити, которые уже есть на зеркальце.

Это только один из вариантов вышивки шиша, конечно, существует еще множество способов украсить маленькое зеркальце.

Какие материалы подойдут

Разнообразие материалов и инструментов здесь очень велико, в качестве зеркал можно использовать как специальные заготовки, так и старые компакт диски, фольгу или металлизированный картон, в общем, все то, что блестит или имеет отражающую поверхность. Нити тоже можно выбирать абсолютно любые, но, конечно, индийские мастерицы предпочли бы что-нибудь яркое или золотое.

Применение

Несмотря на то, что вышивка шиша — это традиционный для индийской культуры вид рукоделия, она смотрится актуально и современно и сейчас. Особенно необычно и красиво вышивка смотрится в одежде. Главное — подобрать цветовую палитру, тогда даже экзотическая индийская вышивка станет современной, стильной деталью.

Зардози — золотая роскошь

По своей роскошности и яркости эта вышивка не уступает предыдущей. Зардози с персидского означает «вышивка золотом», поэтому лишний раз говорить о том, что она предназначалась для аристократии и прочей знати, не приходится. Своего расцвета вышивка достигла в 16 веке в период правления Великих Моголов.

В основном вышивка зардози украшает свадебную одежду. Самые дорогие сари расшивают драгоценными камнями и золотом, на такую филигранную работу иногда уходит не один месяц. Чаще всего в этой технике используются растительные мотивы, поскольку богатая индийская природа изобилует сюжетными формами.

Одним из самых знаменитых вышивальщиков в этой технике был Шамсуддин, каждая картина которого создавалась несколько лет, а самая главная его работа «шахматы» и того — 30. Кстати, продать полотно всей своей жизни Шамсудин так и не решился.

Вышивку зардози наносят с помощью специального крючка. Это очень непростой процесс, требующий специального обучения. Интересно, что занимаются им исключительно мужчины.

Отличается индийская вышивка от европейской своими узорами. Все вы знаете узор пейсли, иногда его именуют «турецкий огурец», он довольно часто используется в современном дизайне, а зародился в восточных странах и до сих пор является одним из главных сюжетов в зардози.

Это совсем нехарактерная вышивка для Индии, нет цветастых узоров, золота и дорогих каменьев — все просто и изящно, белая вышивка на белом. Одежда «Kurtas Chikan» (длинная рубаха с вышивкой чиканкари) — это одна из главных местных достопримечательностей. Любой турист обязательно должен увезти из Индии такой сувенир. Вышивка производится швом «вперед иголка», а также петельным стежком, который в Индии называют «джали».

Эта царственная вышивка, была предназначена для людей высшего ранга. Однако постепенно, с изобретением менее дорогих материалов она стала доступной и для бедняков.

Расскажем подробнее о технике и основных швах:

Бахия или прокладная восьмерка, один из самых распространенных швов в чиканкари, тень, которую придает этот двойной шов рисунку, очень красиво смотрится на тонких тканях.

Еще одним оригинальным швом является Банарси, который не имеет аналогов в европейском вышивании, это шов, напоминающий шнурок, выполняется он следующим образом:

Классические швы, используемые в чиканкари:

  • Тамбурный шов
  • Шов глазок или хулл, обычно вышивальщицы выбирали его для создания цветочных середин
  • Петельный шов
  • Шов волна — декоративный шов, который тоже широко использовался в технике чиканкари
  • Гольбейн
  • Косой шов гладью, обычно таким узором вышивались растительные мотивы: стебли, лепестки

Вышивка кантха, в отличие от зардози, была традиционно только женским занятием, девушки вышивали в этой технике в сезон дождей, когда не было никаких сельскохозяйственных работ и можно было посвятить время себе любимой.

Эта разновидность вышивки очень напоминает японскую технику сашико: с помощью нее тоже простегивают слои ткани, для большей прочности и носкости. Это было самым доступным ремеслом: им могли заниматься даже самые бедные, к тому же, эта вышивка требовала меньше мастерства, чем остальные. С другой стороны, отсутствие особых правил в этой технике позволяло вышивальщицам проявлять больше фантазии и создавать уникальные неповторимые узоры. Сюжеты узоров были разнообразны, в мультикультурной Индии мусульмане, буддисты, индуисты привносили свои детали в эту вышивку, но общим для всех является использование растительных элементов.

Можно сказать, что в какой-то мере вышивка кантха имеет символическое значение: беременные женщины, начинали вышивать одеяло с такой вышивкой за несколько месяцев до родов, так как считали, что оно может принести удачу малышу.

Шов в технике кантха самый простой — вперед иголка.

Символика цвета

Наверняка, каждый обращал внимание на цвета, в которых обыкновенно выполнены индийские костюмы — это абсолютная свобода красок: красный, желтый, зеленый, розовый… Но в Индии все имеет свое значение, поэтому даже для вышивки они выбирают цвета нитей с определенным смыслом.

Красный в индийской культуре традиционно связывают с чувственностью, чистотой, поэтому в основном он используется в свадебных нарядах

Желтый — это разум, сила мысли, цвет, который активизирует умственные способности.

Синий цвет в основном является цветом мужественности, поэтому большинство богов-мужчин в индийской мифологии носят синие одеяния.

Значение зеленого цвета совпадает с другими представлениями об этом цвете: плодородие, перерождение.

Оранжевый и темно-оранжевый — это цвета пришедшие в индию из буддизма, чаще всего их значение связывают с огнем, чистотой, жертвенностью

Техника зардози

На бархате, парче, шелке вышивались причудливые узоры золотыми и серебряными нитями, нашивались драгоценные камни, жемчужины, и в результате получалось — волшебство.

Сейчас вышивка зардози широко используется в фэшн-индустрии. Искусству зардози не одна сотня лет. Пришло оно в Индию вместе с Великими Моголами, которые позаимствовали его у персов. Само слово зардози состоит из друх персидских слов «зар» и «дози», означающими соответственно «золото» и «вышивка». Первоначально в вышивке зардози исользовались только золотые и серебряные нити, поэтому такие изделия могли позволить себе только очень богатые. Вышивка зардози украшала наряды придворных, ковры, покрывала, тенты.
В настоящее время в вышивке используют также разноцветные металлические нити. Для зардози подходит дорогая качественная ткань – шёлк, вельвет, парча. Искусство вышивки зардози требует огромного терпения и мастерства. Помимо металлических нитей, для создания дизайна используют стразы, бусины, а также драгоценные и полу-драгоценные камни.
Вышивка зардози особенно популярна в свадебных нарядах, а также ею украшают покрывала, подушки, занавески, скатерти, сумки, туфли

Буквально с фарси переводится как вышивка
золотом.На бархате, парче, шелке вышивались причудливые узоры золотыми и
серебряными нитями, нашивались драгоценные камни, жемчужины, и в
результате получалось — волшебство. Искусство вышивки достигло своего расцвета под покровительством
падишаха из династии Великих Моголов Акбара. В XVII веке Аурангзеб решил
отказаться от покровительства, что привело к тому, что искусство
зардози перестало развиваться и могло вообще исчезнуть.

Материалы для вышивки стояли достаточно дорого, поэтому мастера не имели возможности заниматься вышивкой самостоятельно.

Большинство мастеров в поисках заработка уехали из Дели в Пенджаб и
Раджастан. С конца XVIII века и в XIX веке с наступление эпохи на судьбу
искусства вышивки выпала еще одна неудача. И только в середине ХХ века
индийское правительство приняло шаги для того, чтобы восстановить и
уникальное искусства зардози и дать ему развитие наряду с другими

Интересный мастер-класс с фото и видео:  Перелины крючком со схемами

традиционными вышивками. В течение десятилетий зардози главным образом
делали в Хайдарабаде и Мадрасе. В наши дни главные центры вышивки
находятся в таких городах, как Кашмир, Ченнай, Аджмер, Мумбаи, Агра,
Дели, Бхопал и Лакхнау.

Главной проблемой географической ограниченности зардози было то, что
серебро и золото не было доступно в больших масштабах. Препятствие было
преодолено путем комбинирования золотого покрытия и медной нити, и
окрашивания золотом шелковой нити. Не меньшей проблемой были также
небольшое количество мастеров, способных передать свои знания. Одним из самых известных мастеров Зардози был Шамасуддин из Агры.
Вышитые картины Шамсуддина – самые тяжелые художественные вышивки в
мире, каждая весит больше двухсот килограммов! Художник украшал их
драгоценными камнями, некоторые – тысячами самоцветов. Одну из самых
известных композиций — «шахматы» — с двадцатью тысячами камней мастер
вышивал тридцать лет! Еще в 70-е годы шейх из Саудовской Аравии
предлагал за нее два миллиона восемьсот тысяч долларов, но безуспешно.
Шамсуддин работу не продал, понимая, что ничего подобного создать
никогда уже не сможет. Так или иначе, но работы Шамсуддина – пожалуй,
одни из самых дорогих в мире вышивок .

Мастер Шамсутдин из города Агра в Индии не только освоил в
совершенстве искусство зардози но и создал свою, совершенно уникальную
технику вышивки. Шамсуддина, вышивальщика в тринадцатом поколении уже
давно нет в живых, но картины навечно обессмертили его имя: шитье
сделано так, что все детали представляются объемными, словно в
стереоизображении, придавая полотну особую экспрессию. Они вышиты с
такой точностью, что дух захватывает. Когда стоишь рядом, кажется, что
чувствуешь дуновение ветра, запах цветов и пение птиц. Работы сделаны с
помощью нитки, иголки и ничего более. Начав с простого рисунка, он
накладывал стежки хлопковыми нитями один слой поверх другого, чтобы
придать картине объем, движение, мускулы. А поверх тончайшими стежками
он вышивал всю картину шелком. Основная часть его работ находится в
специальном музее в городе Агра. Теперь эти шедевры охраняются так же
строго, как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Ведь ничего
подобного во всем мире не найти!

За всю жизнь у Шамсуддина — прославленного мастера вышивки под названием зардози было около пяти тысяч учеников.
Но лучшим из них стал его старший сын Раисуддин. Ему-то он и передал
свое дело. Работа над картиной начинается с рисунка на кальке. Сперва
его пришивают к ткани, обозначая контуры изображения, а затем вышивают,
придавая цвет и объем. Аметисты, сапфиры, изумруды, нефриты, тонкость
работы и изящество рисунка. «Высшим пилотажем» здесь считают вышивку,
изображающую животных – стежками и цветом нити нужно передать фактуру
кожи, направления шерстинок, или, например, тонкие волоски на морде
лошади. До такой работы допускают только самых опытных профессионалов.
В президентском музее в Лос-Анжелесе висит портрет американского
президента Рональда Рейгана работы Шамсуддина, в дар президенту Форду
его сын преподнес вышитого Авраама Линкольна. Раисуддин очень гордится,
что портрет Линкольна висит где-то на стене в Белом доме. Но намного
больше наследник Великого мастера гордится своим знаменитым отцом: ведь
ему удалось сделать настоящее чудо – поднять искусство вышивки шелком на
новую, ещё небывалую высоту.

Сделай сам

Популярные публикации

Последние комментарии

Зардози — вечное искусство индийской вышивки

Сегодня хочу рассказать об одном из самых удивительных и красивых видов вышивки — Зардози. Изначально эта техника возникла в Средней и Передней, как тогда говорили, Азии, в Персии. Свои распространение вышивка Зардози получила во времена империи Великих Моголов, включавшей Индию, Пакистан, Афганистан.

Изначально Зардози предполагала золотное шитье, вышивку золотом, ведь и переводится это слово с персидского:зари — золото, дози — вышивка.

Пожалуй главной особенностью техники Зардози и по сей день является обилие золота и серебра, нарочитое богатство и яркость вышивки, использование обязательно металлических или металлизированных нитей. Кроме того, широко представлена канитель — да-да, канитель, это не только способ затягивания времени, но и прекрасный материал для вышивки! — повсеместно используются пайетки (вот в их недостатке индийцев точно не упрекнуть), металлические колечки, натуральный жемчуг и его стеклянная и пластиковая имитация, драгоценные камни, стеклярус, бисер и вообще все что блестит и переливается.

Кстати о канители. Русскому человеку она знакома главным образом по военной форме — именно канителью по сей день и зачастую вручную вышиваются погоны, головные уборы и мундиры наших военных, однако она может быть использована для создания художественных шедевров. Впрочем, канитель это тема отдельного разговора.

В качестве тканей используются бархат, шелк, парча. Стоит готовая вышивка совсем недешево, отчего доступна только состоятельным людям, либо покупается для особых случаев — свадьба, национальный праздник и прочее. В древности вышивались настенные гобелены и попоны для лошадей и слонов.

Конечно, сегодня мало кто вышивает настоящей золотой или серебряной нитью — это дорого и непрактично, подходит разве что для спецзаказа, а в целом дорогие материалы стали заменять более доступные, но не менее красивые, отчего и сама вышивка стала доступнее.

Вышивка Зардози процесс трудоемкий и долгий, занимаются им как женщины, так и мужчины. Причем изначально и традиционно занимались этой вышивкой именно мужчины. В отличие от России на Востоке никогда на встает вопрос о нормальности «мужика, который вышивает».

Что касается мотивов, то это, прежде всего, растительные орнаменты, а также звезды, цветки и пресловутые «огурцы», которые в данной технике приобретают неповторимое воплощение.

Так как вышивка выполняется обычно на больших полотнищах, в работе задействованы обычно сразу несколько мастером. Ткань растягивают на большой раме.

При всем великолепии и одновременно сложности вышивки в процессе изготовления используются самые простые инструменты — очень тонкий крючок и иглы.

(c) Евгений Дворников

Это вступление было сделано, чтобы показать совершенно волшебные работы мастера Шамсутдина.

Мастер Шамсутдин из города Агра в Индии не только освоил в совершенстве искусство зардози но и создал свою, совершенно уникальную технику вышивки. Шамсутдина, вышивальщика в тринадцатом поколении уже давно нет в живых, но картины навечно обессмертили его имя: шитье сделано так, что все детали представляются объемными, словно в стереоизображении, придавая полотну особую экспрессию. Они вышиты с такой точностью, что дух захватывает. Когда стоишь рядом, кажется, что чувствуешь дуновение ветра, запах цветов и пение птиц. Работы сделаны с помощью нитки, иголки и ничего более. Начав с простого рисунка, он накладывал стежки хлопковыми нитями один слой поверх другого, чтобы придать картине объем, движение, мускулы. А поверх тончайшими стежками он вышивал всю картину шелком. Основная часть его работ находится в специальном музее в городе Агра. Теперь эти шедевры охраняются так же строго, как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Ведь ничего подобного во всем мире не найти!

Такие работы могут весить по несколько сот килограмм, поскольку мастер накладывает много слоев нитей поверх друг друга, чтобы добиться объемного эффекта.

Картина «Добрый пастырь»

Отец Шамсутдина в совершенстве владел техникой зардози, ему выпала честь дважды вышивать парадные наряды для британской королевской семьи.

Шамсутдин за годы работы создал невероятное количество картин, ковров, покрывал, накидок для слонов, расшитых драгоценностями. Все они сегодня оцениваются в сотни тысяч, а то и в несколько миллионов долларов. Над некоторыми изделиями Шамсутдин трудился годами: так, знаменитую вазу с цветами он вышивал в подарок жене на протяжении 11 лет, а другая его картина – «Добрый пастырь» – результат 18-летнего труда! Сложно даже представить, сколько часов было потрачено на создание каждой из этих удивительных вышивок!

Как и полагается, свои умения шейх передал сыновьям. Один из них, Раисуддин, стал продолжателем традиции, сегодня он открыл мастерскую в родном городе Агра, где десятки сотрудников корпят над холстами, создавая прекрасные произведения искусства.

Объемная вышивка индийского шейха Шамсутдина

Зардози: история и техника индийской вышивки

Зардози – это, пожалуй, самая красивая и удивительная из всех существующих разновидностей вышивки. Этот вид искусства зародился в древней Персии и подразумевал вышивку золотом, техника которой передавалась из поколения в поколение. Распространяться эта техника стала во время существования империи Великих Монголов, что включала Индию, Пакистан и Афганистан. В современном мире зардози наиболее популярна именно в Индии, поэтому считается именно индийской вышивкой.

Зардози – одежда для богов

По сей день главной особенностью техники зардози является обилие серебра и золота. Кроме того, это довольно трудоемкий процесс, на который уходит достаточно большое количество времени. Поэтому носить одежду, вышитую данной технологией, могут только действительно богатые люди.

Основой для выполнения работы в наше время выступают гладкие и приятные для тела ткани, такие как шелк, парча или бархат. Работа производится металлической нитью вместо обычной хлопковой или шелковой. Дополняется вышивка металликой, паетками, бисером и камнями. Работа получается очень яркой и красочной.

В далеком прошлом зардози была вышивкой богов. В таких одежках ходили только представители королевских семей, цари и императоры. Нити производились из переплавки золотых слитков. Как только серебра и золота стало не хватать, шелковые нити просто покрывали золотом.

Материалом для вышивки также служила канитель. Сейчас обычному человеку она знакома по военной форме. Именно ею вручную до сих пор вышивают погоны, мундиры, а также головные уборы военных.

Немного о технике зардози

Выполняют эту работу, как мастера-мужчины, так и мастера-женщины. На Востоке никогда не возникает мыслей о «нормальности» мужчины, что занимается вышивкой. Изначально это была именно мужская работа.

Из-за зачастую большого объема полотнищ, над одним проектом трудятся сразу несколько человек. Перед началом вышивки ткань растягивают на специальных деревянных рамах.

Интересный мастер-класс с фото и видео:  Пышный воротник крючком

Невзирая на все величие и красоту, в работе используют довольно простые инструменты – разные иглы и очень тонкий крючок.

Наряды, обшитые такой техникой, покупаются сейчас только для свадеб и различных праздников. Золотые и серебряные нити никто уже не использует ввиду количества затрат, необходимых на их изготовление. На замену пришли более доступные, но, тем не менее, ничем не уступающие по качеству и внешнему виду готового изделия материалы.

Касательно мотивов, используемой в вышивке зардози, – это, прежде всего, растительные орнаменты, цветы, а также звезды.

Мастер Шамсутдин из Агры

Все, кто увлекаются данным искусством, знают Шамсутдина, что не только в совершенстве освоил технику вышивки зардози, но и придумал свой вариант работы над ней.

Мастера давно нет в живых, но его работы навечно сделали его бессметным: яркие объемные полотна придают особую экспрессию. Стежки наложены один поверх другого, чтобы передать всю точность изображенных предметов. А после, поверх тонкими стежками вся картина обшивалась шелком.

Основная часть его работ находится в музее в городе Агра и строго охраняется, как охраняются другие произведения искусства, такие как «Джоконда» Леонардо да Винчи или самые дорогие коллекции ювелирных украшений в мире. Ведь ничего похожего в мире больше нет!

За всю свою жизнь Шамсутдин создал величайшее количество картин, накидок для слонов, ковров и покрывал. Стоимость на них сегодня варьируется от нескольких сотен тысяч до пары миллионов долларов.

Современное искусство

Эту технику в современном мире используют почти все индийские дизайнеры. Она популярна в фешн-индустрии по всему миру. Ею расшиваются свадебные наряды для жениха и невесты. Также весьма популярны комбинации с другими видами вышивки, как гота или кантха. Используют зардози и в украшении сумок, покрывал, подушек, скатертей, туфлей.

Цитатник

Вязание спицами — Свитер спицами с кельтской косой по центру (в бохо-стиле) Копилка — вязание .

Модный альбом. Вышивка. .

Мастер-класс. Сутажный диск Очень, очень, очень интересный МК по сутажно-бисерным украшениям о.

Русский художник иллюстратор Сергей Соломко (1867 – 1928) Сергей Соломко — Синяя Птица (Птица .

МОДЕЛИ ПРОСТОГО КРОЯ 1958. увеличить

Метки

Рубрики

  • Бисер (116)
  • Папье-маше (8)
  • Декораторские штучки (60)
  • Декупажное (208)
  • Имитация (53)
  • Материалы, инструменты (6)
  • Мебель своими руками (7)
  • Трафареты для росписи и декупажа (28)
  • Фоны, узоры, орнаменты (66)
  • Для вдохновения (28)
  • Картинки (77)
  • МОИ МАСТЕР-КЛАССЫ (4)
  • МОИ РАБОТЫ (14)
  • Декупаж (8)
  • Разное (1)
  • Точечная роспись (1)
  • Украшения (3)
  • Полезное (38)
  • Полимерная глина (19)
  • Рабочее место (8)
  • Рисование (Уроки) (17)
  • Точечная роспись (55)
  • Уроки фотографии (6)
  • Фотошоп (6)
  • ШитьЁ (74)

Ссылки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Зардози — уникальная техника вышивки

Четверг, 18 Декабря 2014 г. 22:08 + в цитатник

Это удивительное зардози.

Зардози — стиль вышивки, распространенный в Индии и Пакистане, который существовал еще со времен Ригведы, но время расцвета этого стиля — эпоха Великих Моголов и правление императора Акбара. Этой вышивкой стали украшать одежду, оружие, стены, императорские покои, покрывала для коней и слонов и т.д. Буквально с фарси переводится как вышивка золотом.На бархате, парче, шелке вышивались причудливые узоры золотыми и серебряными нитями, нашивались драгоценные камни, жемчужины, и в результате получалось — волшебство.

Искусство вышивки достигло своего расцвета под покровительством падишаха из династии Великих Моголов Акбара. В XVII веке Аурангзеб решил отказаться от покровительства, что привело к тому, что искусство зардози перестало развиваться и могло вообще исчезнуть.

Материалы для вышивки стояли достаточно дорого, поэтому мастера не имели возможности заниматься вышивкой самостоятельно.

Большинство мастеров в поисках заработка уехали из Дели в Пенджаб и Раджастан. С конца XVIII века и в XIX веке с наступление эпохи на судьбу искусства вышивки выпала еще одна неудача. И только в середине ХХ века индийское правительство приняло шаги для того, чтобы восстановить и уникальное искусства зардози и дать ему развитие наряду с другими традиционными вышивками. В течение десятилетий зардози главным образом делали в Хайдарабаде и Мадрасе. В наши дни главные центры вышивки находятся в таких городах, как Кашмир, Ченнай, Аджмер, Мумбаи, Агра, Дели, Бхопал и Лакхнау.

Главной проблемой географической ограниченности зардози было то, что серебро и золото не было доступно в больших масштабах. Препятствие было преодолено путем комбинирования золотого покрытия и медной нити, и окрашивания золотом шелковой нити. Не меньшей проблемой были также небольшое количество мастеров, способных передать свои знания.

Вышивка зардози является мужским мастерством. Вышивание в этой технике начинается с того, что мастер располагается вокруг деревянной рамы «аддаа» с необходимым материалом и инструментами. Это нити, стеклянные и пластмассовые бусы, круглые блестки, металлические звезды, золотые проволоки и изогнутые крючки, похожие на маленькие вязальные крючки. Ткань протягивают на раме, копируют на узор, а затем начинают кропотливую работу, непосредственно сам процесс вышивки.

Одним из самых известных мастеров Зардози был Шамасуддин из Агры. Вышитые картины Шамсуддина – самые тяжелые художественные вышивки в мире, каждая весит больше двухсот килограммов! Художник украшал их драгоценными камнями, некоторые – тысячами самоцветов. Одну из самых известных композиций — «шахматы» — с двадцатью тысячами камней мастер вышивал тридцать лет! Еще в 70-е годы шейх из Саудовской Аравии предлагал за нее два миллиона восемьсот тысяч долларов, но безуспешно. Шамсуддин работу не продал, понимая, что ничего подобного создать никогда уже не сможет. Так или иначе, но работы Шамсуддина – пожалуй, одни из самых дорогих в мире вышивок .

Мастер Шамсутдин из города Агра в Индии не только освоил в совершенстве искусство зардози но и создал свою, совершенно уникальную технику вышивки. Шамсуддина, вышивальщика в тринадцатом поколении уже давно нет в живых, но картины навечно обессмертили его имя: шитье сделано так, что все детали представляются объемными, словно в стереоизображении, придавая полотну особую экспрессию. Они вышиты с такой точностью, что дух захватывает. Когда стоишь рядом, кажется, что чувствуешь дуновение ветра, запах цветов и пение птиц. Работы сделаны с помощью нитки, иголки и ничего более. Начав с простого рисунка, он накладывал стежки хлопковыми нитями один слой поверх другого, чтобы придать картине объем, движение, мускулы. А поверх тончайшими стежками он вышивал всю картину шелком. Основная часть его работ находится в специальном музее в городе Агра. Теперь эти шедевры охраняются так же строго, как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Ведь ничего подобного во всем мире не найти!


_________________

За всю жизнь у Шамсуддина — прославленного мастера вышивки под названием зардози было около пяти тысяч учеников.
Но лучшим из них стал его старший сын Раисуддин. Ему-то он и передал свое дело. Работа над картиной начинается с рисунка на кальке. Сперва его пришивают к ткани, обозначая контуры изображения, а затем вышивают, придавая цвет и объем. Аметисты, сапфиры, изумруды, нефриты, тонкость работы и изящество рисунка. «Высшим пилотажем» здесь считают вышивку, изображающую животных – стежками и цветом нити нужно передать фактуру кожи, направления шерстинок, или, например, тонкие волоски на морде лошади. До такой работы допускают только самых опытных профессионалов.
В президентском музее в Лос-Анжелесе висит портрет американского президента Рональда Рейгана работы Шамсуддина, в дар президенту Форду его сын преподнес вышитого Авраама Линкольна. Раисуддин очень гордится, что портрет Линкольна висит где-то на стене в Белом доме. Но намного больше наследник Великого мастера гордится своим знаменитым отцом: ведь ему удалось сделать настоящее чудо – поднять искусство вышивки шелком на новую, ещё небывалую высоту.

Индийская вышивка “Зардози” (Zardosi)

Различные стили и направления вышивки зависят от региона Индии, их насчитывается несколько десятков. Узор формируется на основе текстуры ткани, ниток и стежка. Используются в основном такие геометрические элементы как круги, квадраты, треугольники. С помощью различных комбинаций данных элементов получается красивый узор.

Зардози — одежда богов

Наиболее роскошной и богатой, но, тем не менее, очень трудоемкой является индийская вышивка в технике Zardosi. Эта вышивка интересна тем, что вместо шелковых и обычных нитей используется металлическая нить. Среди тканей традиционно выбирается шелк или бархат, на который накладывается рисунок из металлических нитей, который украшается камнями или бисером, что создает неповторимый образ богатства и красоты. Такой наряд может позволить приобрести себе только богатая женщина.

История Zardosi уходит в далекое прошлое. В ведах такая одежда была описана, как одежда богов. В греческой литературе упоминаются изделия сделанные в технике Zardosi, как золотые работы из Индии. Но именно в эпоху правления Империи Великих Моголов данная техника достигла своей славы. А именно, кроме золотистой нити стали добавляться жемчуга, драгоценные камни, а так же королевские ткани, такие как бархат и шелк.

Нить изготавливали путем плавления золотых слитков. Из-за недостатка золота и серебра медные или шелковые нити стали покрывать золотом.

Данная вышивка великолепна и богата законченными сложными узорами цветов, звездами и другими мотивами. Традиционно данной техникой занимались мужчины. Мастера садятся вокруг деревяной рамы, которая называется адда со всеми приспособлениями: крючками, блестками, проволокой, нитями, бусинами и т.д. После на протянутую ткань наносится узор и только тогда начинается вышивка.

В настоящее время используют и другие различные материалы для выполнения техники Zardosi, такие как вельвет, тяжелые шелка, атласы.

Свадебные сари с вышивкой Zardosi являются одними из самых предпочитаемых во всей Индии. Но не стоит забывать и о шервани (Sherwanis) — индийском костюме для жениха, который не менее эффектно может быть украшен этой вышивкой.

Не менее эффектным является сочетание Зардози с другими вышивками, такими как Кантха (Kantha) или Гота (Gota).

Узнайте также, как индийцы празднуют бенгальский Новый Год здесь. Это очень веселый фестиваль красок!

Для тех, кто собирается в Индию, обязательно почитайте о Великом Тадж-Махале: https://indianochka.ru/travel/dostoprimechatelnosti/gde-naxoditsya-tadzh-maxal.html. Это самая главная достопримечательность Индии.

Интересный мастер-класс с фото и видео:  Полосатый шарф крючком

Понравилась статья? Скорей подписывайтесь на обновления сайта по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Twitter, Facebook.

sudarshana777

Sudarshana

У великой Истины — великое безмолвие

Искусство вышивки зардози Шамсуддина

Искусство вышивки зардози Шамсуддина

Mастерство индийских вышивальщиков известно всему миру. Вышивка — древнее, исконно индийское ремесло, которым занимаются исключительно мужчины.

Зардози –древний вид искусcтва вышивки золотом, родом из Персии (Зар на персидском языке означает золото, и Дози- вышивка), который передавался из поколения в поколение. Зардози зародилась еще до эпохи империи Великих Моголов, достигнув своего апогея в 17 веке.
Zardozi украшали костюмы , настенные ковры , ножны, попоны слонов и лошадей. Это сложные вышивки из золота и серебра, усыпанные жемчугом и драгоценными камнями, блеск которых усиливается мерцающей красотой шелка, бархата и парчи.

Большой мастер по вышивке Шамсуддин из города Агра в Индии не только освоил в совершенстве искусство зардози, но и создал свою, совершенно уникальную технику вышивки. Вышивальщика в тринадцатом поколении уже давно нет в живых, но картины навечно обессмертили его имя: шитье сделано так, что все детали представляются объемными, словно в стереоизображении, придавая полотну особую экспрессию. Они вышиты так художественно, что дух захватывает.

Все работы сделаны с помощью нитки, иголки и ничего более. Начав с простого рисунка, художник накладывал стежки хлопковыми нитями один слой поверх другого, чтобы придать картине объем, а поверх тончайшими стежками вышивал всю картину шелком.
Основная часть работ Мастера находится в специальном музее в городе Агра. Теперь эти шедевры охраняются так же строго, как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Ведь ничего подобного во всем мире не найти!
Вышитые картины Шамсуддина – самые тяжелые художественные вышивки в мире, каждая весит более двухсот килограммов! Художник украшал их драгоценными камнями, некоторые – тысячами самоцветов.

Каждому произведению мастер посвятил по несколько лет жизни.
Одну из самых известных композиций — «шахматы» — с двадцатью тысячами камней —
мастер вышивал тридцать лет! Еще в 70-е годы шейх из Саудовской Аравии предлагал за нее два миллиона восемьсот тысяч долларов, но безуспешно. Шамсуддин работу не продал, понимая, что ничего подобного создать никогда уже не сможет. Так или иначе, но работы Шамсуддина, пожалуй, — одни из самых дорогих в мире вышивок.

Размер картины 99″ х 75″, что в переводе на нашу меру длины примерно 2,52 м х 1,90 м. Эту картину художник вышивал 18 лет.

Свою последнюю картину Шамсуддин вышил в 1985-м, когда уже почти лишился зрения — он лишь слабо различал контуры. Удивительную «Вазу с цветами» он закончил, чтобы подарить любимой жене. Это единственная картина без шелковой рамы – художник так и не успел ее закончить. Но в ней больше всего драгоценных камней – целых двадцать две тысячи (размер 90″ х 66″, или примерно 2,30м х 1,68м).

На создание этой великолепной работы Шамсуддин потратил 1000 часов,
а делал он ее в течение 11 лет.

Ваза украшена драгоценными и полудрагоценными камнями
общим весом 20,000 каратов.

Работы Шамсуддина — образцы высочайшего мастерства, за которые вышивальщик был неоднократно награжден. К сожалению, Шамсуддина больше нет, но дело мастера продолжают его сын и ученики.
В настоящее время работы мастера выставлены в частной галерее ювелирного магазина Kohinoor в Агре.

За всю жизнь у Шамсуддина — прославленного мастера вышивки зардози — было около пяти тысяч учеников, но лучшим из них стал его старший сын Раисуддин. Ему-то отец и передал свое дело.
Работа над картиной начинается с рисунка на кальке. Сперва его пришивают к ткани, обозначая контуры изображения, а затем вышивают, придавая цвет и объем. Аметисты, сапфиры, изумруды, нефриты, тонкость работы и изящество рисунка придают картине неповторимость.
В президентском музее в Лос-Анжелесе висит портрет американского президента Рональда Рейгана работы Шамсуддина, а в дар президенту Форду его сын преподнес вышитого Авраама Линкольна. Раисуддин очень гордится, что портрет Линкольна висит где-то на стене в Белом доме. Но намного больше наследник Великого мастера гордится своим знаменитым отцом: ведь ему удалось сделать настоящее чудо – поднять искусство вышивки шелком на новую, ещё небывалую высоту.

Зардози — индийская вышивка золотом

Zardozi Indian Embroidery

Зардози — стиль вышивки, распространенный в Индии и Пакистане. Он существовал еще со времен Ригведы, но время расцвета этого стиля — эпоха Великих Моголов и правление императора Акбара…


Этой вышивкой стали украшать одежду, оружие, стены, императорские покои, покрывала для коней и слонов и т.д. Zardozi буквально с фарси переводится как вышивка золотом…

На бархате, парче, шелке вышиваются причудливые узоры золотыми и серебряными нитями, нашиваются драгоценные камни, жемчужины, и в результате получается — волшебство…

Искусству зардози не одна сотня лет. Пришло оно в Индию вместе с Великими Моголами, которые позаимствовали его у персов. Само слово зардози состоит из двух персидских слов «зар» и «дози», означающих соответственно «золото» и «вышивка».

Первоначально в вышивке зардози использовались только золотые и серебряные нити, поэтому такие изделия могли позволить себе только очень богатые. Вышивка зардози украшала наряды придворных, ковры, покрывала, тенты. В настоящее время в вышивке используют также разноцветные металлические нити. Для зардози подходит дорогая качественная ткань – шёлк, бархат, парча.

Искусство вышивки зардози требует огромного терпения и мастерства. Помимо металлических нитей, для создания дизайна используют стразы, бусины, а также драгоценные и полу-драгоценные камни.

Вышивка зардози особенно популярна в свадебных нарядах, а также ею украшают покрывала, подушки, занавески, скатерти, сумки, туфли и т.д.

Сейчас вышивка зардози широко используется в фэшн-индустрии…

Элементарное зардози

Элементарное зардози

Сентябрь 16 @ 10:00 — Сентябрь 23 @ 18:00

Мероприятие Навигация

Множество раз я слышала, как мои ученики говорили: “Вот бы научиться вышивать канителью!” или “Золотное шить просто невероятно, хочу уметь так же!” или же “Вот бы вышивать канителью крючком так же быстро, как и бисером!” И наконец-то ваши мечты и желания исполнятся!

Представляю мастер-класс “Элементарное зардози”, на котором Вы освоите все особенности вышивки в этой технике. Вышивку будем выполнять люневильским крючком или иглой по желанию.

На этом мастер-классе Вы:
* познакомитесь с такими прекрасными материалами, как канитель и трунцал;
* научитесь вышивать канителью и трунцалом с помощью люневильского крючка.
* будете создавать изысканные и объемные вензеля из канители и трунцала;
* научитесь работать люневильским крючком по бархату;
* постигните основы индийской вышивки;
* узнаете, как вышивать листья трунцалом;
* освоите работу плотной золотой нитью;
* научитесь искусно вышивать шелковой нитью по бархату;
* а также поработаете с иглами разной толщины от 70 до 120.

После этого мастер-класса Вы сможете:
* добавить элемент роскоши и элитарности в Ваши изделия;
* тратя мало средств создавать немыслимо красивые вышивки;
* вышивать быстро и экономно канителью и трунцалом.

После прохождения мастер-класса Вы заберете с собой роскошный орнамент для сумки или же интерьерной вышивки.

Конечно же, на мастер-классе я предоставлю все необходимые материалы, а также вкусные печеньки и чай.

Длительность: 2 дня по 8 часов (всего 16 часов).

Стоимость : 11500 руб.

Если Вы хотите повысить свой уровень вышивки люневильским крючком и научиться прекраснейшей индийской вышивке, подавайте заявку, нажав на кнопку внизу страницы!

В данный момент нет набора в группу для прохождения этого мастер-класса, но Вы можете пройти его в индивидуальном порядке, согласно Расписание работы студии в Москве!

Искусство вышивки зардози Шамсуддина

Большой мастер по вышивке Шамсуддин из города Агра в Индии не только освоил в совершенстве искусство зардози, но и создал свою, совершенно уникальную технику вышивки. Вышивальщика в тринадцатом поколении уже давно нет в живых, но картины навечно обессмертили его имя: шитье сделано так, что все детали представляются объемными, словно в стереоизображении, придавая полотну особую экспрессию. Они вышиты так художественно, что дух захватывает.

Все работы сделаны с помощью нитки, иголки и ничего более. Начав с простого рисунка, художник накладывал стежки хлопковыми нитями один слой поверх другого, чтобы придать картине объем, а поверх тончайшими стежками вышивал всю картину шелком.
Основная часть работ Мастера находится в специальном музее в городе Агра. Теперь эти шедевры охраняются так же строго, как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Ведь ничего подобного во всем мире не найти!
Вышитые картины Шамсуддина – самые тяжелые художественные вышивки в мире, каждая весит более двухсот килограммов! Художник украшал их драгоценными камнями, некоторые – тысячами самоцветов.


«Хороший пастух».
Размер картины 99″ х 75″, что в переводе на нашу меру длины примерно 2,52 м х 1,90 м. Эту картину художник вышивал 18 лет.

  • Поделиться

  • Поделиться

  • Поделиться

Свою последнюю картину Шамсуддин вышил в 1985-м, когда уже почти лишился зрения — он лишь слабо различал контуры. Удивительную «Вазу с цветами» он закончил, чтобы подарить любимой жене. Это единственная картина без шелковой рамы – художник так и не успел ее закончить. Но в ней больше всего драгоценных камней – целых двадцать две тысячи (размер 90″ х 66″, или примерно 2,30м х 1,68м).

Добавить комментарий